Поздравив по традиции отца–настоятеля, прихожан и гостей праздника с Малой Пасхой, Его Высокопреосвященство обратился с проповедью о тех уникальных возможностях, которые открываются перед верующим человеком, заново переживающим те или иные знаменательные события в истории нашей Церкви.
«Прежде всего, это возможность духовно прозреть, взглянув на себя с позиции исторической правды. Сегодня мы собрались в этом храме, чтобы прославить Царицу Небесную, прославить Матерь Божью, которая явила Себя и Свою Материнскую милость через образ, именуемый «Владимирским». Не найдется на земле человека, который смог бы словами описать Её Материнскую любовь, Её заботу, помощь и заступничество. Мы называем Её Заступницей усердной, нашей Защитницей, потому что имеем возможность чувствовать всегда, в любое время суток, и днем, и ночью тепло Её Материнских рук. Для каждого из нас это великий дар и великое благо. Воспоминаемое нами сегодня историческое событие являет нам пример защиты Матери Божьей от физических, внешних врагов, но не меньшая опасность исходит и от врагов внутренних. Примеров такого заступничества, такой помощи Матери Божьей в противостоянии с врагом внутренним, каждый из нас может привести немало. Без Неё с нашими внутренними врагами, с нашими страстями, нашими пороками и грехами, мы бы не справились. Кто–то для борьбы с ними носит на груди не только крест, но и образ Царицы Небесной. Это, конечно, хорошо, если только не воспринимать это как некий талисман, или оберег. Мало носить на себе образ Богородицы, нужно всей своей жизнью свидетельствовать о том, что являешься Её чадом. Нужно иметь не только Её образ на груди, но и в своём сердце. Чтобы усердно молиться, нужно иметь не только твердую веру, но и молитву в своем сердце, поскольку слова «усердный», «усердие» и «сердце» имеют один праславянский корень».
Сегодня мы почитаем образ, который, как сказал владыка, относится к типу иконописи, особенно близкой нашему сердцу.
«Владимирская икона Божьей Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Милостивая», «Умиление», «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божьей Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки нам. Но это то, что касается эстетической стороны живописи. Но ведь любая икона является еще и окном в нашу вечность, окном в нашу святость, окном в Царствие Небесное. Взирая на образ, мы стараемся заглянуть в Царствие Небесное, пытаемся увидеть себя там, и с великой радостью, вопреки всем жизненным невзгодам и печалям, начинаем стремиться к нему».
В заключение Его Высокопреосвященство напомнил о том, что ничто в истории рода человеческого, что имеет отношение к духовной жизни, не бывает случайным.
«И мы верим, что Царица Небесная, Которая ограждала нас от страшных напастей в прошлом, и в нынешнее наше тяжелое время, время испытаний для нашей Матери–Церкви, для нашей веры и нашего духовного единства, услышит наши усердные молитвы».