Сердечно поздравив духовенство и мирян с началом Великого поста, началом весны духовной, Его Высокопреосвященство обратился со словами архипастырского назидания.
«Вот мы с вами и вступили на спасительное поприще Святой Четыредесятницы. И уже близится к завершению её первый день. Первый день этого важного и ответственного периода в жизни каждого верующего человека. За ним последует второй, третий, четвертый. И каждый из этих дней будет наполнен духовным трезвлением и молитвенными размышлениями о тщетности всего земного, о том, что убивает нашу душу, что тяготит её и лишает возможности вдохновляться новыми образами, чувствами, мыслями. Что мешает нам воспарить над обыденностью и понять, что без духовной жизни все земное: почет, слава, здоровье, богатство, – всё это ничтожно и пусто. Всё это одна театральная мишура. Здесь нет настоящей жизни. Как нет её на сцене театра. Даже если пьеса поставлена и сыграна талантливо, и прошла с оглушительным успехом. Но свет рамп погас, аплодисменты утихли, зрители разошлись, и что дальше? Сегодня мы вновь начинаем чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Мы вновь стараемся вдуматься в каждое, услышанное и прочитанное слово. Вновь слышим этот вопрос: откуда начну плакать? А нужно ли вообще плакать? Началась календарная весна. Трудно найти человека, которой бы сказал, что он не любит весну. Все мы радуемся наступлению теплых деньков, согретых лучами долгожданного весеннего солнца. Ждем, когда вокруг всё начнет расцветать и зеленеть. Наступает время, когда всё вокруг воспринимается совсем по-иному, не так, как еще совсем недавно. В человеке начинает пробуждаться душа поэта. Это и понятно, ведь красота природы, Божьего творения, никого не может оставить равнодушным. Она восхищает. В такие моменты открывается красота и нашей души. Вот только каждый ли человек этого желает? На этот вопрос нам помогает ответить Андрей Критский. Он говорит о том, что душа, пораженная язвами греха, не хочет видеть красоты Божьего мира. Он не хочет идти к Богу, потому что не хочет признавать своей греховности, не хочет об этом даже слышать, как не хочет слышать больной о том, что он смертельно болен. Так происходит оттого, что он боится смерти. Он живет лишь для того, чтобы насладиться земным существованием, цель которого в удовольствиях и утехах, в удовлетворении желаний его плоти. О душе он не думает. Вернее, заставляет себя не думать, убивая в ней всё самое лучшее. Вот почему такие люди воспринимают церковную жизнь как что-то безрадостное и скорбное. Кресты на куполах и черные облачения во время поста их пугают. Лишь для верующего человека все это означает не скорбь и печаль, а радость. Скорую радость обновления и очищения, радость встречи с Господом. Он знает, что только Господь является источником той великой радости, которая никогда не проходит, и которой невозможно пресытится. Этот мир погружается в хаос, потому что князь мира, князь лукавства управляет помыслами всего рода человеческого и его желаниями. Чтобы этого не произошло, сегодня, как никогда, жизненно необходимо соработничество Бога и человека. Вся история человечества – это борьба добра и зла. А это значит, что человек может быть или с Богом, или против Него, – третьего не дано. И время Великого поста как раз и помогает нам найти ответ на самый главный вопрос: с кем мы»?
Владыка пожелал каждому воспитывать в себе душу поэта, способную откликаться на все прекрасное и возвышенное.
«Желаю всем, кто стал на спасительный путь Великой Четыредесятницы, на это славное поприще борьбы с грехом, пройти его смело, ничего не боясь, как и подобает воину Христову. Желаю постоянно прислушиваться к своим чувствам, своим мыслям, заглядывать в глубину своего сердца, чтобы обнаружить в нем симптомы тех духовных недугов, которые тревожат и беспокоят нашу душу, мешая нам духовно пробуждаться».
Завтра Его Высокопреосвященство продолжит чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского.