Поздравляя с днём памяти врача безмездного, Его Высокопреосвященство напомнил своей пастве о том, что молитвы перед иконой святого могут быть не только о здоровье.
«Отношение современного человека к Богу уже давно носит прагматичный характер. То же самое происходит и в отношении святого Агапита, память которого мы сегодня чествуем. Но только ли о здоровье мы можем просить святого? Во-первых, не стоит забывать о том, что всех исцеляет Бог. Именно Он и только Он податель благодати, когда мы обращаемся к святым целителям. Будь то Агапит Печерский, Косма и Дамиан или Пантелеимон. Так уж повелось, заболел человек, как тут же спешит в храм и ищет икону со святыми врачами. С одной стороны все это правильно. Мы все больны и хотим вернуть себе здоровье. Как и хотим помощи Божьей в решении своих бытовых, социальных и прочих проблем. Но правильно ли только за этим спешить к Богу? Святой Исаак Сирин так говорил по этому поводу: «Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ». А теперь представим, что у человека всё хорошо. Разве он не должен обращаться к Богу? Разве он не должен обращаться к преподобному Агапиту? Разве не должен стремиться ему подражать? Сегодня апостол Павел нам говорит: «Носите тяготы друг друга и тем исполните закон Христов». Не в этом ли состоит главный закон христианской любви? Не в этом ли состоит секрет тех удивительных способностей, – в том числе и дара врачевания, которыми обладали угодники Божьи? Через исполнение закона христианской любви Господь и сегодня открывает в человеке то, о чём он раньше даже и не догадывался. Кто-то, возможно, в эту минуту подумает: но где же они, эти люди? Почему мы не видим их в нашей жизни? А они среди тех, кто может не только свои тяготы носить, но и чужие. А таких во все времена было немного.
Существуют две категории тягот – социальные и физические. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Физические тяготы – это наши болезни, а социальные – всё то, что связано с нашей жизнью в социуме, то есть в обществе. Это, когда нас не устраивает правительство, зарплаты, образование, здравоохранение и так далее. А раз мы чем-то недовольны – значит, есть эмоции, есть реакция на происходящее. И эта реакция, как правило, отрицательная. А в основе её – наша зависть. Мы живём в обществе завистников: почему у депутатов всё хорошо, а у меня плохо, почему у соседа новая машина, а у меня старый «запорожец», почему у кума хорошая работа, а у меня нет… и так далее. Если кто-то думает, что от зависти легко избавиться, то он ошибается. Это сделать крайне трудно, как и избавиться от гордыни или другой страсти. Некоторые ученые считают, что зависть есть результат эволюции человека. Это чувство помогало нашим предкам выживать, самосовершенствоваться в социальном отношении. А вот в духовном, – наоборот, порабощало и делало их рабами этой страсти. Зависть делает нас духовно немощными и неспособными бороться со своими грехами. Пока мы не научимся в себе искоренять эти чувства, мы никогда не научимся любить своих близких и носить их тяготы».
Для искоренения зависти необходимо, как сказал владыка, очищать свои сердца, чтобы мысли о повседневных заботах и хлопотах не стали преградой для нашей духовной жизни.
«Хотим мы того или не хотим, но всё, с чем человек сталкивается, выходя из дома, отвлекает его от жизни духа, отвлекает от Бога. Нам же следует в первую очередь думать о том, чтобы наши души восходили к Богу, к небесам.
А это значит, что всё, что мешает жизни духа, что омрачает его, что отвлекает нас от движения по пути добра, не может быть безразличным для Бога. Господь знает, как важны для нас все наши переживания, страдания и нужды, а потому обо всем Он заботится, ибо любовь Его к людям безмерна и безгранична. Он знает, что наши жизненные нужды и наши скорби очень важны для нашего восхождения к небу, поэтому ни одна из наших нужд, ни одна из наших скорбей, не может быть безразлична Богу. Конечно же и Бог, и Богородица, и угодники Божьи, рады слышать любую нашу просьбу. Главное, чтобы наши просьбы были важными не только для нас, но и для Бога. Чтобы в глазах Божьих они выглядели, как наше стремление достичь главной цели – стать святыми. Пусть же Господь по молитвам преподобного Агапита Печерского не только укрепляет наше здоровье, но и помогает очищать наши души, избавляться от наших грехов и страстей. Чтобы мы могли не только справляться со своими тяготами, но и могли помочь нести их ближнему своему».