Перед началом Божественной литургии приготовленные платы были возложены на Святой Престол. Далее, после положенных молитвословий, Его Высокопреосвященство окропил платы святой водой и помазал их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица святых мощей.
Антиминсы были освящены для новых православных общин Запорожской епархии, а также для замены ветхих. После чина освящения антиминсов владыка в сослужении духовенства собора совершил Божественную литургию.
Справка для духовенства и мирян:
Антиминс (греч. antimension «вместопрестолие», от греч. anti вместо и лат. mensa стол), четырехугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб из льняной или шелковой материи, с вшитыми частицами мощей святых, на котором совершается Таинство Евхаристии. Господь изображен на нем лежащим в четырехугольном гробе на плащанице. Пресвятая Богородица сидит у главы Спасителя, держит и лобызает ее. За Пресвятой Богородицей стоят три жены-мироносицы. Возле них располагается Иоанн Богослов, который, наклонившись к гробу, держит и лобызает руку Спасителя. Возле него, наклонясь к гробу, находится Иосиф, он держит и лобызает ноги Спасителя. За Иосифом с распростертыми руками стоит Никодим. У гроба лежат пелены, рядом с Крестом летят ангелы, а по углам антиминса изображены Св. Евангелисты.
Помимо изображений, антиминс имеет разного рода надписи: «ИС.ХС.НИ.КА.»; «Царь Славы»; «трость», «копие»; «М.Л.Р.Б.» (место лобное рай бысть); «копие», «губа» и т.п. В нижней части антиминса имеется надпись, указывающая на то, когда и какому храму был выдан антиминс, каким архиереем освящен, а также собственноручная подпись архиерея с прибавлением слов: «Божией милостью смиренный…».
К антиминсу прилагаются частицы святых мощей, помазанные миром, которые влагаются в маленький мешочек и пришиваются с восточной стороны плата. Антиминс полагается на престол в илитоне (обвертке), как бы в гробных пеленах, или сударе (плате), которым было покрыто чело погребенного Спасителя . Таким образом, антиминс есть образ гроба Христова или плащаницы, в которой было положено Тело Христово.
«Вновь скажу: считаю, что при смене правящего архиерея надо заменять все антиминсы в епархии – ибо приходские священники составляют собор вокруг своего живого и правящего архиерея, а не вокруг прошлого епископа. При появлении каждого нового епископа в епархии все прежние антиминсы должны быть собираемы и сдаваемы на хранение в епархиальное древлехранилище.
Ненормально поминать имя одного архиерея, а целовать подпись другого. И, конечно, полным извращением является идея, модная у алармистов, что можно служить на абы каком антиминсе, абы где, абы кому. У монахов такого склада принято хвастаться в своем кругу: «я на случай «унии» запасся антиминсом».
Антиминс это просто знак единства со своим правящим архиереем и через него — со всей Церковью. А не просто «освященная тряпочка». Это просто «удостоверение», написанное не на бумаге, а на шелке. Верительная грамота от епископа, которой он благословляет совершать Литургию в его отсутствие. Поэтому так важна на антиминсе подпись архиерея. Поэтому и разворачивает священник антиминс на престоле в тот момент ектеньи, когда возносит моление о епископе». (см. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913, сс. 899-900 и Настольная книга священнослужителя. М., т.1. 1977, сс. 250 и 253).
При возгласе же в конце ектении о оглашенных – «Да и тии с нами славят…» — священник целует антиминс. Но не то место, где в него вшиты мощи, а в то место, где стоит подпись епископа. Тем самым священник берет благословение у своего архипастыря на совершение этой литургии в удалении от кафедрального собора.
А вот вшивание мощей в антиминс как раз необязательно (у греков нет такой традиции): не мощи святого дают возможность совершения литургию, а единство литургисающего священника с Церковью; единство, которое и выражается в его канонической связи с епископом. «Антиминсы придуманы были к тому, чтобы показать, что в молитвенном доме священнослужение совершается с позволения епископа», — поясняет толкователь канонов 12 века Феодор Вальсамон (цит. по: свящ. Константин Никольский. Об антиминсах в Православной Русской Церкви М., 2005 [первое издание – Спб., 1872], с. 13).
Обязательные мощи в антиминсе это чисто русская традиция. У греков, если храм освящен епископом — мощи кладут под престол, а не в антиминс. Аннтиминс с мощами нужен как раз для того случая, когда и еще храм не был освящен епископом.
На епархиальном собрании киевского духовенства 28 декабря 2006 г. Киевский митрополит Владимир сказал, что благочинные должны «проследить, чтобы все антиминсы, на которых совершается Евхаристия, были подписаны действующим епископом епархии».
Святые мощи, вшитые в антиминсы, следует конечно, перелагать в новые антиминсы. Прежние же подлежат хранению в кафедральном соборе, как это и предписывает церковная традиция относительно забрызганных, стершихся или порванных антиминсов.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви