Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб являются первыми святыми, которых канонизировала Русская и Византийская Церковь. Служба им была составлена вскоре после их кончины святителем Иоанном I, митрополитом Киевским еще в XI-м веке. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.
«Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства, — говорит Его Высокопреосвященство. — Они не просто первыми на нашей земле приняли смерть за Христа, но еще и первыми исполнили Его закон — закон любви. Междоусобные войны между братьями, как и борьбы между сыновьями и отцом за престол, явление в ту пору довольно распространенное. «Но негоже брату поднимать руку против брата своего», — посчитали они. За это Господь прославил их, а Святополк навеки вечные в памяти народной останется с клеймом убийцы и вероотступника, так как был одним из соучастников заговора по отвращению Киевской Руси от «византийского обряда».
Борис, Глеб и Святополк были кровными родственниками. Но есть еще и другие виды родства. Мы живем в одной стране, являемся её гражданами, говорим и думаем на одном языке, имеем общую историю и общие корни. Разве это не доказательство нашего родства, разве это не обязывает нас относиться друг к другу, как к братьям и сестрам. Разве высшая степень родства, — родства духовного, как членов Церкви Православной, не обязывает нас быть едиными в исповедании Христа. Мы дерзаем принимать Его Тело и Кровь, по нашим жилам течет кровь Христа. Задумываемся ли мы над этим родством? А ведь Христос просит Отца Своего Небесного о том, чтобы мы всегда были едины. «Отче, Мы едины, так и они да будут едины», — говорит Господь. Но есть ли в нас единство и любовь? В семьях между кровными родственниками, как и в обществе между гражданами, возникают конфликты, ссоры, военные столкновения из-за материальных благ. А что делить нам, в нашей духовной семье? Сегодня каждый из нас должен спросить себя: готов ли я пострадать подобно Борису и Глебу, и что я могу сделать, чтобы не было среди нас «святополков окаянных»,- убийц, думающих, что они исполняют закон Божий, а на самом деле исполняющие приказы сатаны. Для этого мы должны исправлять свою жизнь, следовать за Христом, исполняя Его заповеди, и самую главную из них — заповедь любви».