Конференция была проведена в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, и под его непосредственным руководством, под названием «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения».
Высокопреосвященнейший Владыка Лука, кандидат богословских и медицинских наук, выступил с докладом «Антропологические основы соборности Церкви», в котором рассказал об интеркультурном взаимодействии народов и особенной важности религиозной составляющей.
Митрополит Лука отметил важность единства Церкви на правах соборности и равноправия, и подчеркнул, что «Благодатная Любовь Бога созидает и совершенство Церкви, создает и удерживает Её внутреннее единство, которое, будучи «основано на силе взаимной любви», являет «дар Божьего милосердия и благодати» всей Церкви в целом и каждой ее отдельной общине, всей Церкви в целом и каждому ее отдельному члену».
Во время научно–практической конференции обсуждались вопросы канонического значения Соборности Церкви и ряд проблем, связанных с трактованием взаимосвязи между Ее отдельными частями и текущими смущениями в мировом Православии.
Участие в конференции приняли преподаватели и студенты духовных и светских учебных заведений, специалисты в области богословия, философии, истории, педагогики, в числе которых были представители разных Поместных Церквей.
Ниже приводим доклад Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского.
Антропологические основы соборности Церкви
Митрополит Лука (Коваленко Андрей Вячеславович),
управляющий Запорожской епархии,
кандидат богословских наук, кандидат медицинских наук
Вопрос о соборности Церкви чаще всего рассматривается в контексте Ее структуры, в Ее историческом становлении и развитии. Однако, есть основания полагать, что соборность является одной из ключевых антропологических категорий. В работе «Семирамида» А.С. Хомяков исследует культурное наследие прошлого с целью определить наличие в нем либо стремления человека к социальной целостности, к единству, либо наличие этой целостности в виде некоего «первоначального братства». Так или иначе, но действительно, во многих культурах мира можем найти примеры, которые свидетельствуют о присущем человеческой природе стремлении к единству.
Безусловно, наличие целостности, общности, единства с необходимостью требует наличия основания для этого единства. Поэтому истинное его проявление возможно только лишь в Церкви Христовой, в которой люди объединены общей любовью к Богу. Так, например, в философии А.С. Хомякова Церковь характеризуется как целостная духовная реальность, в которой только лишь и возможно органическое, внутреннее, а не внешнее единство людей. Это единство есть истинным, потому что в его пределах каждый человек сохраняет и обогащает свою личность. Именно здесь возможна полная реализация божественной природы человека, так как будучи соборным человек одновременно есть свободным. И эта свобода, и соборность базируется на истинной – жертвенной любви. В таком случае каждый отдельный человек приобщен к глубине истины всей Церкви, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному отдельному человеку, каким бы святым он ни был. «Соборность, – говорит McBrearty W. J., – осуществляет гармоническое сочетание внутренней свободы и единства личности и общества в живом органическом теле, члены которого связаны взаимной любовью под единственным главенством Христа. Эта любовь есть Дух Божий».
Таким образом, в Церкви, и только лишь в ней, человек способен найти истину о себе или самого себя, но, как указывает А.Хомяков, «себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, – Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий».
Современный мир декларирует ценность человеческой личности, необходимость Ее гармонического и свободного развития. Однако, не имея духовной основы для построения общества свободных и талантливых граждан, мир столкнулся с крайними проявлениями эгоизма, самости и глубочайших искривлений творческого гения личности. Поэтому учение представителей консервативного романтизма о том, что только лишь в лоне Церкви, соединяясь с Ее сущностью в стремлении своего духа человек, соединяясь с высшей божественной реальностью, приобретает жизнь истинную, есть не просто актуальным, но, в определенном отношении, и исцеляющим. Церковь, таким образом, является смыслоопределяющим бытием как в отношении отдельного индивида, потому что по словам Хомякова: «Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах», так и в отношении рода человеческого, потому что высшая свобода и истина имеет соборный характер, она принадлежит всей Церкви, всем христианам и, одновременно, каждому из них. В этом сущность единства в разнообразии. И этим христианство и христианин отличаются от всех других религиозных структур и отдельных личностей. Свободное единство всех членов Церкви в контексте исповедания ими истины и свободного соборного поиска пути к спасению есть истинная любовь и праведность.
Мы можем наблюдать как современный мир «забыл о любви как о божественном даре». Но лишь в Любви, которая есть благодать Божья, человек достигает истинной онтологической реальности, которая способна созидать личностное и социальное бытие, потому что сила этой любви «состоит в ее способности явить новый образ человека», который будет исцелен от первородного греха, который будет иметь силу и основание противостоять искушениям окружающего мира, потому что Любовь эта способна преобразить человека «уподобив Спасителю».
Благодатная Любовь Бога созидает и совершенство Церкви, создает и удерживает Её внутреннее единство, которое, будучи «основано на силе взаимной любви», являет «дар Божьего милосердия и благодати» всей Церкви в целом и каждой ее отдельной общине, всей Церкви в целом и каждому ее отдельному члену. Именно поэтому, с точки зрения А.Хомякова, освященное божественной благодатью и любовью единство людей, содержит в себе «целое исповедание веры».
Церковь, таким образом, есть единственное пространство, в котором, по словам Франка, человек приобретая связь с Богом, преодолевает свою изолированность и наполняется целым «которое не извне окружает человеческую личность», а изнутри «наполняет ее», подтверждение чего мы имеем в Первосвященнической молитве Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21); «И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» (Ин. 17:22-23).
К.С. Аксаков изучая действие соборного принципа в отдельной общине, он приходит к социологизации понятия соборности и отождествляет его с общиной, характерной чертой которой есть свобода личности «как в хоре». Таким образом, соборность выступает основой не только для жизни Церкви и ее членов, но становиться основой и для решения многих социальных и антропологический проблем.
Церковь существует для человека, но и человек, живущий Церковью составляет Ее важную часть, поскольку соборность есть там, где присутствует живое единство Бога и человека во всех формах его бытия. Поэтому тот, кто нарушает соборность наносит непоправимый вред не только Церкви, но и непосредственно человеку, являющемуся членом Церкви.
Определяя антропологические основания христианского учения о соборном единстве Церкви, можно сказать, что соборность является основой церковной жизни, в которой выражена истинная полнота духовного единства личностей в богочеловеческом организме Церкви. При этом, по словам В. Лосского, который сказал, что соборность есть «самое дивное свойство Церкви», и, конечно, потому «самое дивное», что оно есть «самое мистическое», то есть непостижимое нам.
Важно отметить, что единство и совершенство Церкви, как и человека, возможны лишь при условии наличия индивидуальных личностей, составляющих тело Церкви, которые в полноте любви, присущей Церкви, растут в ней до совершенства личного бытия. Важным антропологическим основанием соборности Церкви есть соотнесенность Церкви, общины, каждого человека и каждой епархии, всей церковной Полноты со Христом. Церковь соборна потому, что «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).
Поэтому наше стремление к единению не должно и не может быть вычеркнуто из нашего сознания, как живой голос эпохи. Однако мы должны понимать, в чем же сущность той Церкви, под сводами которой мы хотим быть едиными. Всякое познание Церкви есть уже приближение к единству.
Наше понимание «священной сущности Церкви», Её онтологическое единство через любовь, проявляется именно в соборности. Согласно McBrearty W. J.: «Соборность есть также и критерий истины, который пребывает не в решениях иерархии и даже не в решениях Вселенского Собора, но в принятии всем христианским сообществом, объединенном во взаимной любви», поэтому, когда оскудевает любовь, что является первоисточником зла, возникает схизма – отпадение от Церкви. Это подтверждает свт. Иоанн Златоуст: «Есть два рода отделения от Церкви. Один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда мы осмеливаемся совершить что-нибудь недостойное по отношению к сему Телу. В том и другом случае мы отделяемся от целого».
В связи с этим у многих современных людей возникает вопрос – как Церковь может быть свята, если внутри Её существует человеческое зло? Ответ на этот вопрос дает святитель Феофан: «Церковь, есть лицо богослужащее, жречествующее, святительствующее беспрерывно, разумно, духовно… Всякий вступающий в Нее должен стать с Нею единым духом, быть тем в малом, что Она в большом… И после того как христианин вступил в состав тела Церкви, он держится там не против воли, как бы по какой необходимости, а не иначе как сам держа себя… Коль скоро нет сего, он не от Церкви есть: «От нас изыдоша, но не быша от нас» (1Ин. 2,19)». «Хотя вещественного, – добавляет епископ Феофан, – отрешения видимого не будет, но оно само совершится внутри над душою, и не мечтательно, а истинно». Всё это мы можем наблюдать в поведении и делах «патриарха» Варфоломея.
Сегодня православный мир столкнулся с новым определением антропологического аспекта соборности, которое продавливает кир Варфоломей. Об этом четко сказал John Chrissavgis: «Проблемы православного единства, экуменических связей с другими конфессиями а затем, активизация межконфессионального диалога и религиозной терпимости, забота об окружающей среде – вот стратегическое направление служения (патриарха Варфоломея – м.Л), в основу которого положена новейшая онтологически — антропологическая парадигма – единство человека и мира как целостного творения Бога». Так же «Его всесвятейшество» высказывает мнение о единстве Человека, совершенного творения Бога, но который для него лишь один из видов живого на планете Земля, природы и Церкви, что рождает новое понимание Человека. Из выше сказанного заключаем, что в его понимании соборность – это единство всего человеческого рода перед проблемами, с которыми сталкивается современный мир и, в первую очередь, с экологическими проблемами.
Хотелось бы напомнить тем, кто сейчас вносит свои новые «богословские» идеи в учение о Церкви и человеке слова из «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» (1848 г.): «у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ». Слова патриархов прямо указывают на соборность Церкви как на реальность Церкви, прямо утверждают, что только эта совокупность церковная, включающая и иерархию, есть критерий церковности, только она может сказать «да» или «нет» догмату. Оно вновь утвердило, как пишет Хомяков, «единство…Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом», в соборном существе Церкви.
Новое понимание антропологического аспекта соборности указывает, что кир Варфоломей не осознает, куда он катиться сам, при этом втягивает многих других его единомышленников. Как отмечал святой Амвросий Медиоланский: «Упорство же во грехах, господство греха в человеке вырывают его из Церкви и толкают во врата адовы».
К сожалению, мы понимаем, что кир Варфоломей и его единомышленники вышли из этого единства, но уповая на милость Божию, надеемся, что Всемилостивый Господь вразумит заблуждающихся и восстановит наше единство в духе Любви.