После чтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился с проповедью, в которой рассказал о милосердии Божьем, которое должен наследовать, сохранить и почувствовать каждый православный христианин.
«В каждом человеке есть образ Божий, в каждом из нас дышит Дух Божий, ибо мы знаем, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит…»
Но если человек не верит и не исполняет волю Божью, не старается насытиться жизнью вечной, насытиться вечным хлебом, который дает Христос, он не может питаться Духом Божьим, а значит, не сможет почувствовать и милосердие Божье. Для такого человека не существует сострадания и сочувствия к ближнему, нет мира и радости в жизни, потому что он не способен недостатки тех, кто с ним рядом, покрывать любовью, в нем дышит не Дух Божий, а дух осуждения и недовольства. Первое для него – это наказание, а любовь отодвигается на задний план. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог», – говорит нам Господь. Для чего Он нам это говорит? Чтобы мы следили за своим сердцем. Чтобы в нем не было осуждения, не было ропота. Чтобы не уподоблялись фарисеям, которые говорят, что они лучше других. Как часто мы берем на себя роль судьи, забывая, достойны ли мы быть судьей. Конечно, священник имеет право на таинстве Исповеди «вязать и судить», но даже в этом должна быть мудрость, даже в этом должно быть разумение, – и во всем должна быть любовь. Сегодняшнее евангельское повествование о хлебе вечном, хлебе неиссякаемом, конечно же, о Христе, Который никогда не иссякнет, пока в нас будут маленькие росточки любви, пока мы все будем покрывать любовью».
В заключение Владыка пожелал, чтобы в наших сердцах не оскудевала любовь, чтобы они всегда оставались вместилищем благодати Божьей, очищаясь любовью, старались нести тяготы друг друга, никого не осуждая, покрывая немощь брата своего любовью.
За литургией молились паломники из Запорожья и других городов нашей епархии, многие из которых затем причастились.
Монастырь Ковиль — православный мужской монастырь Бачской епархии, расположен близ деревни Ковиль в провинции Воеводина региона Бачка в Сербии.
В 1990-е годы монастырь вернул себе 300 гектаров пахотных земель и 700 гектаров леса, реквизированных в период коммунистического правительства СФРЮ. Благодаря сельхозугодьям, монастырь производит мёд, а также ежегодно до 50 тысяч литров бренди из айвы, сливы и орехов.
Сербский «Афон», как его любят называть путеводители и православные блоги, расположен в предместьях деревни Ковиль.
Малую церковь в Ковиле, построенную святым Саввой там, где по преданию им был исцелен сын венгерского короля в первой четверти XIII века, и впервые упомянутую в хрониках 1651 года, четырежды разрушали турки. Теперь на ее месте покоится памятный знак.
После запустения, обитель была возобновлена в 1705—1707 годах. До настоящего времени существует новый храм, сооруженный в 1741-1749 гг. и посвященный святым архангелам Михаилу и Гавриилу.
Главной ценностью монастырской ризницы, хранящей древние книги и ткани, является принадлежавший святому Савве пояс из серебра и злата.
Вот уже который век девизом монахов Ковиля является «oraetlabora» — работа и молитва.
В 4 утра, когда зазвонит афонское било, обитель пробуждается. В полпятого начинаются полунощница, утреня и Литургия, длящиеся около 3-х часов. В 8.30 наступает пора обеда, затем — послушания. В 17.00 следует вечерня, а потом — ужин, малое повечерие с чтением молитв и лишь затем выделяется свободное время.
4 раза в неделю монашеская братия причащается. Понедельник, среда и воскресенье проходят за строгим постом. Субботний вечер — время для молитвы у настоятеля монастыря. Все жители монастыря попеременно в течение двух недель несут послушание на кухне. Сия участь не обходит даже священника.
С момента ухода от мирской жизни до пострига проходит более 5 лет. Искушеники (послушники) ходят в темной одежде, но не носят подрясника.
Ковиль славится церковным пением. Следуя византийской традиции, хористы поют антифон вместе с греческими коллегами, попеременно чередуя церковнославянские и греческие стихи.
Гостям монахи Ковиля всегда рады, обязательно угостят ракией.
Искусство производства ракии, прославившее монастырь, спасло храм от угасания и в наше время. Используя старые тексты и давние рецепты, монахи переняли опыт лучших специалистов из Нови Сада и Белграда да установили два медных аламбика, оснащенных газовой горелкой и электромешалкой. Ракия из фруктов, собранных в монастырских садах, неторопливо «печется» на слабом огне и помещается в дубовые бочки. Полученную дуньевачу, вильямовку, кайсиевачу и ликер из зеленых грецких орехов слуги Божьи поставляют в рестораны и продают в магазине при храме (деревянная беседка, расположенная справа от монастыря).
Вторым ходовым товаром, создаваемым обитателями Ковиля, являются свечи. Окуная немецкие фитили «Wedo» в растопленный натуральный пчелиный воск, мастера изготовляют шпиндели, тунковане и умакаче. Производственная мощность монастырской фабрики — до 300 кг свечей в день.
О целебных свойствах ковильского меда ходят легенды. Говорят, что смеси из меда, трав, пыльцы и прополиса использовались в лечении страдавшего от гемофилии русского царевича Алексея.
Старое предание гласит, что монастырь был основан в 1220 году первым архиепископом Сербским — святым Саввой.
С детства сын самодержца Стефана питал любовь к Богу. В 17 лет, покинув отчий дом, Растко (так звали святителя до пострига) отправился в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где готовился принять постриг. Но иной была воля деспота. Узнав о самоуправстве сына, он снарядил дружину, строго наказав ей вернуть Растко домой, даже если для этого придется пойти на греков войной. Да только велико было стремление юноши к Богу. Едва убаюканные монастырским вином воины заснули сладким сном, Растко принял постриг и, направив родителю письмо и свои мирские покровы, убедил и его обратиться в монашество.
Немало славных дел совершила эта пара. Они основали святогорский Хиландарь и написали Типикон, ставший основой для большинства сербских монашеских уставов.
В 1219 году Савва был посвящен Вселенским Патриархом в сан Архиепископа всея Сербии и, взяв с собой толику благодати Святой горы, отправился обустраивать дела Церкви в своем отечестве. Первосвятитель обошел всю землю Сербскую да установил на ней мир. Там, где ступала нога святого, вершились праведные дела и случались чудеса. Морские разбойники, приводившие в ужас путников, становились на путь праведный, внимая молитвам Саввы. Сокровища, веками скрытые в недрах Святой Горы, сами падали в руки архиепископа, дабы быть разданными неимущим. Больные, помазанные его рукой, исцелялись от страшных недугов.
Не забывал чудотворец и о монастырских делах. Он привел в порядок обитель Ватопедскую, вносил ежегодный оброк на содержание Храма Пресвятой Богородицы Евергетиссы в Царьграде и отдавал богатые дары монастырю Филокалии в Солуни, основал новый Спасов монастырь Жичу и Свято-Архангельский монастырь Ковиль.
После смерти мощи святого Саввы Сербского были помещены в монастырь Тырново, затем перемещены в монастырь Милешева, а после сожжены турками на горе Врачар в Белграде. В память о чудотворце на этом месте был сооружен храм святого Саввы — крупнейший в православном мире.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви