×
Среда, 24 Апреля 2024
сщмч. Анти́пы;
прп. Иа́кова Железноборовского;

прп. Иа́кова Брылеевского;

свт. Варсоно́фия;
мчч. Проке́сса,
Мартиниа́на;

прп. Фарму́фия Египетского;
прп. Иоа́нна Солунского (Фессалоникийского);
свт. Каллини́ка Черникского;
сщмч. Никола́я Гаварина;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/vladyka-luka-otsluzhil-liturgiyu-v-odno
голосов: 1
5 1
29 Июля 2018 г

18 июля 2018 года, в 8-ю седмицу по Пятидесятнице, день памяти прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Преображенском храме одной из древнейших православных обителей святой Руси – Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/07/ILS_4755.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/07/ILS_4755-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Ежегодно тысячи паломников со всего мира приезжают в древний Полоцк и посещают Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, основанный в XII в. преподобной Евфросинией Полоцкой и считающийся признанным центром белорусского православия и духовности, чтобы приложиться к мощам святой Евфросинии и поклониться её Кресту – символу возрождения белорусской духовности.

Поздравив паломников с принятием святых Христовых тайн, Его Высокопреосвященство отметил особую важность присутствия православного человека в стенах этого старинного монастыря, знаменитого как своей историей, так и своей духовной подвижнической жизнью.

«Цель нашего паломничества– поклониться православным святыням. Извлечь духовную пользу, которая состоит в получении благодати Божьей. Если в нашей душе наступят мир, тишина и умиротворенность, значит, мы стали победителями над собственными страстями, слабостями, пороками и соблазнами, значит, не зря отправились в этот долгий и изнурительный путь. Ведь измеряется он не только в километрах, — у него иное, особое измерение, иные способы преодоления и иные сложности. Вспоминая сегодня человеческий и духовный подвиг великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, поклоняясь образу святой Евфросинии Полоцкой, мы тем самым стараемся соизмерить свою душу с душой каждой из них, проверяем её, как по камертону, пытаемся услышать в ней собственные фальшивые ноты, чтобы затем их по возможностям и по силам исправить. Каждый из нас может получить духовную пользу от паломничества, только если оно совершается с особым молитвенным настроем».

Говоря о совместной молитве и евхаристическом общении, Его Высокопреосвященство отметил это как неизменное свидетельство единства стада Христова и единства нашей Церкви.

«Единство Церкви – нечто большее, чем только количественное единство, это прежде всего качественная характеристика. Основанием внутреннего единства Церкви является то, что «она есть одно духовное тело, имеет одну Главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим». Жизнь верующих в Церкви есть, прежде всего, таинственная жизнь во Христе, в единстве и общении со всем человечеством, со всем творением, с Ангельским миром. Поэтому те, кто производит разделения в Церкви, пытаются разделить Христа, что невозможно, и в результате не разделяют Церковь, а отпадают от нее. Апостол Павел также учил о единой Церкви: «…мы многие составляем одно тело во Христе», «…все мы одним Духом крестились в одно тело». «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» Единство нашей Церкви – это принцип бытия Церкви. Недаром Господь говорил об одном стаде, одной лозе, об одном Царстве Божьем. Но тот, кто не познал Христа, не сможет наследовать жизнь вечную, а значит, вся его жизнь, все его знания будут служить не добру, а силам дьявольским. Чтобы Христос вошел в человеческое сердце, его необходимо очищать. Чтобы наследовать Царство Небесное человек должен потрудиться, ибо ничто нечистое не может войти в Царствие Божье. «Будьте святы, потому что Я свят, – учит нас Господь. Он не говорит, что должны быть такими же святыми, как Он. Он никогда не требует от нас невозможного. Он просит нас стать святыми, потому что Он свят. Да, это – трудный и непрерывный процесс, но возрастая духовно, мы будем совершенствоваться день ото дня. Бог любит то, что праведно и чисто. Он ненавидит грех. Но Он не питает ненависти к нам. Пока мы смотрим на грех глазами Бога – ненавидим зло и любим добро, – а также стремимся следовать совершенному примеру Иисуса Христа, Бог прощает наши грехи».

 

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь

Родилась Евфросиния в семье князя Святослава-Георгия и княгини Софии, и дали ей старинное имя Предслава.  С ранних лет у Предславы проявилась любовь к книжному слову. В отчем доме она познакомилась с книгами, образование получила при монастыре. Она познакомилась с произведениями римских и византийских богословов, читала «Изборники», роман об Александре Македонском и другие книги. Будучи взрослой, переводила с греческого, знала латынь, сама писала оригинальные произведения. Когда ей исполнилось 12 лет, родители подготовили приданное и планировали выдать ее замуж. Но княжеская дочь выбрала иной путь –  посвятить жизнь служению Богу. Она приходит в монастырь, где игуменьей была ее тетя и берет себе имя Евфросинии Александрийской из Египта. «Житие» рассказывает, что Евфросинии приснился сон, в котором Ангел ее отвел в село Сельцо под Полоцком, где на берегу реки Полоты стояла деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. Ангел промолвил: «Здесь надлежит быть тебе».

В Сельце Евфросиния основала два монастыря – женский и мужской. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII в. Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. При монастырях открывались для детей школы, где учили читать, писать, получали знания по природоведению, медицине, риторике, там работали скриптории – мастерские по переписыванию книг, создавались иконописные мастерские.

Жемчужиной монастыря — Спасо-Евфросиниевская церковь с уникальными фресками XII века, одной из самых драгоценных святынь монастыря является знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей (крест пропал во время войны, сейчас в монастыре храниться его копия). Этот крест, а также мощи святой заступницы стали предметом поклонения тысяч паломников, ежегодно прибывающих в Полоцк. Любопытно, что на стенах церкви сохранились граффити XVII века — типа «Здесь был Вася» (только на латыни) — и год 1617, 1632…

По заказу Евфросинии зодчий Иоанн строит при монастыре церковь святого Спаса. Талантливый зодчий возводит храм за 30 недель. Построенная за один строительный сезон церковь святого Спаса – вершина архитектурной мысли Полоцка, стала ярким воплощением духовного наследия полочан, богатства белорусской нации. Это трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм монастырского типа. Внешняя длина храма с апсидой 18,2 м, ширина – 9,8 м, толщина стен – 1,24 м, а западной стены – 1,8 м. Фундамент церкви около 1 м, состоит из сложенных насухо камней.

В XII в. храм святого Спаса был расписан фресками. Красками растительного происхождения художники рисовали по влажной штукатурке, оставив для потомков свой труд на века. Древние фрески были закрыты позднейшими напластованиями штукатурки и живописными росписями темперой и маслом в XIX в. Реставраторами открыто довольно много фресок – в алтарной части изображения святых во весь рост с книгами в руках, изображение святого, который молится на фоне высокой башни, в центральной части изображение святых монахинь, фигуры святых в полный рост со свитками в руках и неизвестная молодая святая.

Рядом с церковью Спаса в 1893 – 1897 гг. был возведен огромный пятикупольный храм – Кресто-Воздвиженский собор. Проект храма был сделан витебским губернским архитектором В. Коршиковым в псевдовизантийском стиле. Полное название этого храма посвящено Воздвижению честного и животворящего Креста Господня и отмечается как православный праздник 14(27) сентября. Крест возвещает об искупительной жертве Христа.

Справа от церкви Спаса находится «теплая» церковь. Ее построили в 1847 г. и назвали Евфросиниевской. В войну она также была разрушена, но восстановлена и теперь здесь находится монастырская трапезная.

Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем. По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней. Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины – 14, нижней – 21, толщина – 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых. На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья – изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах – архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей – Евфросиния Александрийская, Георгий и София. На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона. Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия. По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста – обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа – Креста, на котором был распят Христос. По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.

Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием. В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.  В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г. Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.

Но в наши дни случилось чудо.  8 августа 1997 г. Художник из Бреста Николай Петрович Кузьмич завершил пятилетний труд – создал заново по образу и подобию Крест Евфросинии Полоцкой. Он возродил утраченную славянами еще в ХIV столетии технику перегородчатой эмали. 24 августа 1997 г. на церемонии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста мастер передал сакральную святыню Белорусской Православной Церкви.

Монастырь, основанный Евфросинией в XII в., как и сам Полоцк, пережил много бед и лихолетий. В 1563 г. в Ливонскую войну, когда город был захвачен войсками московского царя Ивана Грозного, монастырь опустел. Вскоре, в 1579 г. королем Речи Посполитой Стефаном Баторием монастырь был передан иезуитам, а в 1654 г. вновь город занят русскими войсками во время русско-польской войны. После Андрусовского перемирия Полоцк возвращен Речи Посполитой, и снова в монастырь пришли иезуиты, которым он принадлежал до изгнания их из пределов России в 1820 г. До 1832 г. монастырь принадлежал католическому ордену пиаров, потом его передали православным. Восстановленную в 1840 г. святыню по причине ее древности причислили к первоклассным монастырям. При монастыре было создано епархиальное женское училище, для которого был построен трехэтажный корпус. Многие выпускницы училища стали народными учителями, гувернантками. Училище было закрыто советскими властями, с 1921 г. там разместился лесной техникум. Новые испытания выпали на долю монастыря в первую мировую войну и после октябрьского переворота 1917 г. В 1920 г. монастырь уже выглядел запустевшим, а главные ценности и реликвии были вывезены в Ростов Великий Ярославской области еще в 1915 г.

В 1960 г. монастырь вновь был закрыт. Прошло более тридцати лет, и только в 1992 г. он вновь принял монахинь, которые возвратились, в основном, из Жирович Гродненской области, куда их насильно вывезли в 1960 г. В апреле 1989 г. состоялось переосвящение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В монастыре сегодня около 70 насельниц, включая послушниц, которые еще не приняли постриг, но готовы посвятить свою жизнь нелегкому служению Богу.

В монастыре находятся два чудотворных образа Богородицы Красностокский и Эфесский.

Чудотворная икона Божией Матери Красностокская

Чудотворная икона Красностокская передавалась из рода в род и (по женской линии) со временем перешла (как дар или как благословение) в дом Тышко (Тышкевичей).

Супруга Тышко (Тышкевича) Евфросиния помещает ее в божницу своей спальни. По уходе мужа на войну против шведов благочестивая жена украшает свой родовой, чтимый образ восемью венками, теплит пред ним лампаду и в минуты грусти и скорби горячо молится за своего супруга.

Здесь, может быть и не в первый раз, во время молитвы обнаружилась чудотворная сила святой иконы: лампада пред иконой в день Богородичного праздника 21 ноября зажглась сама собой. Как бы для большего уверения в присущей святой иконе чудодейственной силе чудо это повторилось еще три раза: 29 ноября, 3 и 5 декабря. Пораженная и радостно удивленная этим, Евфросиния вынимает из божницы святую икону, снимает украшавшие ее восемь венков и переносит все это вместе с теплящейся лампадой в гостиную, куда призывает для поклонения святой иконе всех своих дворовых людей. Здесь глазам присутствующих открылось новое чудо: розы семи совершенно сухих уже венков вновь зацвели (восьмой венок остался засохшим). (До сих пор хранятся в монастыре портреты Тышкевичей. На одном из этих портретов Евфросиния Тышкевич изображена со святой иконой, украшенной венками из роз, и икона эта небольшая, православного письма, как раз та подлинная чудотворная икона, которая теперь стоит на святом престоле в алтаре великой церкви).

Вернувшийся после похода на шведов целым и невредимым Феликс Абрамович Тышко (Тышкевич) в благодарность за помощь ему Царицы Небесной и в знак благоговения к чудесам святой иконы украшает ее и помещает в деревянном храме своего имения «Табенщина», или «Кривой Сток». (Некоторые исследователи древностей нашего края, как например, генерал-лейтенант Н. И. Воронов, написавший даже книгу «Воспоминания по Западному краю», не без оснований полагают, что этот деревянный храм, в котором поместили святую икону, до унии был православным). В память чуда с розами, расцветшими на святом образе Богородицы, фольварокТышкевича «Табенщина», или «Кривой Сток», получил название «Ружаны Сток».

Вера в чудотворную силу святой иконы настолько укрепилась в семье Тышко (Тышкевичей) после описанных выше чудес, что сам Тышкевич брал ее с собой, не без согласия жены своей, конечно, как небесную заступницу, в дорогу во время частых своих военных походов. Это было тем более удобно, что сама святая икона представляла из себя складень (обычное устройство для православных икон), к краям которого на створках были прикреплены еще две другие иконы, которыми образ Богородицы мог удобно прикрываться. (Складень этот с большими медными завесами до сих пор хранится в монастыре. Теперь святая икона из складня вынута и вделана в небольшой дубовый киот).

Чтобы не оставить фольварок «Кривой Сток» (Ружанысток) без покрова Пресвятой Богородицы во время отсутствия там Ее чудотворной иконы, Евфросиния Тышкевич заказала одному художнику-протестанту (немцу), жившему в Гродно, списать копию-снимок с чудотворной иконы. Художник нарисовал несколько копий, но не совсем удачно (вероятно, отчасти потому, что трудно было срисовать темный лик иконы с едва заметными чертами лица). Евфросиния Тышкевич из этих нескольких икон выбрала одну, наиболее ей понравившуюся, написанную на полотне (подлинная чудотворная икона написана, как и вообще пишутся более дорогие православные иконы, на кипарисовой доске). Эта копия чудотворной иконы, написанная протестантом, и была помещена в Ружаностокском храме. К ней впоследствии была сделана риза, которая потом возобновлялась, о чем свидетельствует и надпись на оборотной стороне иконы. Что всего важнее, надпись эта сделана на славянском языке и ясно указывает на православие устроительницы ее Евфросинии Тышкевич (католичка ведь сделала бы надпись на латинском или польском языках). Вот как рассказывает об этой надписи в своей книге «Воспоминания по Западному краю» генерал-лейтенант Н. И. Воронов: «При рассмотрении святой иконы членами Церковного Комитета в присутствии декана Высоцкого, одного приглашенного католика, первое, что бросилось всем в глаза, это серебряная планочка, или скорее можно назвать дощечкой, более вершка шириною, положенная во всю длину иконы, видимо, с намерением закрыть сделанные надписи на образе; надписи можно было прочесть, хотя с трудом и то при помощи увеличительного стекла: гласило следующее: “возобновлена риза Тышкевичей… урожденная Сологуб”… далее “княж” или “кня”, еще можно прочесть слово “овой”, далее невозможно; тогда по догадкам мы предположили: не “Урусовой” ли. Еще было написано по-славянски, но трудно прочитать, буквы некоторые выпали, остались пустые места». Н. И. Воронов видел эту надпись на святой иконе в 1867 году, в конце августа месяца. Если много времени спустя по явлении подлинной Красностокской иконы Божией Матери, которое было в 1658 году, ксендзы не могли даже на копии святой иконы уничтожить славянскую надпись (а славянского языка ксендзы не любят и не выносят), то что сказать о тех временах, когда явилась подлинная чудотворная икона Красностокская; тогдаярко еще сиял свет православия.

Долго странствовала взятая Тышкевичем с собой в поход подлинная чудотворная икона Красностокской Божией Матери. Была святая икона в это время на Подлясье, попала однажды вместе с обозом Тышкевича и в плен к шведам. В католических книгах, которые читались составителем настоящего описания, так говорится об этом: «Того же 1659 года, когда неприятельское войско вторглось в пределы Подлясья, Тышкевич, видя ясно свою небезопасность, вынужден был уезжать, но отъезд его был несчастлив. Когда он уходил, ночью, в дни молодого месяца, отряд неприятельского войска напал на него, взял все его возы, в одном из которых был сложен и образ Пресвятой Девы Марии Богородицы; едва сам (Тышкевич) с женой своей успел уйти… Когда неприятели бросились грабить возы Тышкевича, наткнулись на образ Пресвятой Богородицы и начали его открывать (так как перед этим он был заперт (замкнен) дверками); тотчас тому, кто первый бросился открывать образ, скрючило (скорчило) руки… Тогда один безумец, поднявши саблю, хотел разрубить образ Пресвятой Богородицы, но, промахнувшись, так тяжело себя ранил, что упал на землю в глубоком обмороке». Есть предание, что шведы, узнав чудотворную силу святой иконы, бросили ее в колодец, откуда она потом была извлечена.

Только в 1660 году Тышкевич отыскал и вернул себе образ Пресвятой Девы Марии, а в один из следующих годов чудотворная икона Красностокская (русский православный складень) в день Успения Пресвятой Богородицы была привезена Тышкевичем в Красносток для постоянного в нем пребывания.

Теперь в Красностоке оказались две иконы: подлинная чудотворная и ее копия-снимок.

Нужно сказать, что то благоговейное чествование, которое воздавалось подлинной чудотворной иконе Божией Матери, явленной в Красностоке (Ружаностоке), ее почитатели перенесли и на копию-снимок. Когда подлинная святая чудотворная икона вместе с Тышкевичем странствовала, переходя с места на место, Евфросиния Тышкевич и ее близкие усердно молились пред копией святой иконы; Царица Небесная принимала эти молитвы, милость Ее подавалась по вере и тем, которые славили Ее, взирая на копию чудотворной иконы Красностокской.

Слух о новоявленной чудотворной иконе разнесся далеко вокруг Красностока. Народ во множестве стал стекаться в храм Красностокский для молитвы. Простые верующие люди одинаково чтили обе святые иконы (как и теперь чтут), не полагая между ними разницы.

Но не так относились к ним католические ксендзы. Сердце их, видимо, больше лежало к святой копии чудотворной иконы, чем к ее подлиннику, который они тщательно скрывали от народа. (Подлинная чудотворная икона, как русский православный складень, не была даже занесена в список икон, находящихся в Ружаностокском храме, между тем как копия святой иконы в этом списке-визите, который теперь находится в делах монастырских, ясно упомянута).

Известно, что впоследствии, уже довольно долго спустя после явления чудотворной иконы, были допущены в Красносток католические монахи-доминиканы. Для житья их был выстроен при храме каменный дом, а для пропитания их дано было им во владение 29 дымов деревни Сток.

Ксендзам-доминиканам не по душе было, что подлинная чудотворная икона Красностокская письма и происхождения православного. Не нравилось им также и то, что народ одинаково чтит обе иконы, и вот они в дело Божие вносят свои мудрования и слабости человеческие. Подлинную чудотворную икону Красностокскую они сначала редко показывают народу, а потом и совсем скрывают ее, помещают в своем доме, где в одной из комнат на первом этаже устраивают алтарик, а в самом храме оставляют одну копию святой иконы, почитать которую и убеждают богомольцев.

В 1662 году Епископом Виленским Георгием (Белозором) было устроено торжественное признание («бенедикция» – благословение) чудотворности копии святой Красностокской иконы Богоматери. (Возможно, что подлинной святой чудотворной иконы в это время не было в Красностоке (Ружаностоке), а находилась она в походе, вместе с войском Тышкевича. В той же польской книжке «Чудотворный образ Богородицы в Ружаностоке», в которой рассказано о пленении святой иконы шведами, говорится и о том, что только в 1660 году Тышкевич возвратил чудотворную подлинную икону Красностокскую от шведов и что доставлена была святая икона в Красносток (Ружанысток) уже много позднее 1660 года, тогда именно, когда кончилась и совсем затихла война со шведами).

Как ни старались католики возвысить чудотворную копию святой иконы в ущерб подлиннику ее (как будто не одна и та же Пречистая Матерь Господа Иисуса Христа была изображена на обеих святых иконах), но чудотворность подлинной святой иконы Красностокской говорила сама за себя.

Не угодно было Царице Небесной, Пресвятой Богородице, небрежное отношение католических ксендзов к Ее подлинной чудотворной иконе. В 1867 году, после усмирения польского мятежа, храм Красностокский и здания доминиканских монахов по воле Божией и Царицы Небесной перешли к православным, перешли вместе с ними и обе иконы: подлинная Красностокская и ее копия-снимок.

Ксендзы желали было увезти святую подлинную чудотворную икону Богоматери, помещавшуюся у них в комнате, но это, видимо, неугодно было Пресвятой Богородице. Старожилы-крестьяне так рассказывают об этом, ручаясь за достоверность рассказа: «Когда принимались в Церковный Комитет в 1867 году здания и иконы бывшего Ружаностокского костела, то ксендз, желая скрыть подлинную чудотворную икону Красностокскую, завернул ее в разный хлам. Крестьянин, присутствующий при передаче имущества, указал священнику на скрытую икону, которая была извлечена из-под хлама и отдана православным». Впоследствии крестьяне же сами, как говорят, указывали священнику, что подлинная чудотворная икона именно та, которую желали увезти ксендзы. Так все старания ксендзов заставить народ забыть подлинную чудотворную икону и почитать только копию ее не имели успеха. Душа народная не могла забыть икону Владычицы, и сказание о ее явлении и чудесах, передаваясь из уст в уста, живо сохранилось в памяти народной до наших дней.

Православные, почитая копию святой чудотворной иконы, отдали, однако, должное и подлиннику ее, нарочно забытому католиками. Из каплицы святая икона была перенесена в главный храм и поставлена на святом престоле, где остается и до сих пор. В великие праздники эта святая икона выносится на средину храма для народного поклонения. На украшение подлинной чудотворной иконы Красностокской многие православные жертвовали как деньги, так и драгоценные камни. Еще недавно наш Владыка, Преосвященнейший Михаил, Епископ Гродненский и Брестский, пожертвовал на украшение ризы подлинной Красностокской иконы Богоматери почти все те драгоценные камни, которыми теперь эта святая икона осыпана.

Копия же святой чудотворной иконы, чтимая одинаково с подлинником ее, остается в храме на колонне, за левым клиросом, и ей поклоняются благочестивые христиане, получая по вере своей от Пресвятой Богородицы помощь в своих нуждах, о чем ясно свидетельствуют привешенные по краям иконы жертвы в виде серебряных сердец, рук, ног…

 

Эфесская икона Божией Матери

В житии преподобной Евфросинии XVI века повествуется о том, как, основав девическую обитель «у церкви Спаса», неподалеку от нее она воздвигла каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Это произошло около 1155 года. Именно для Богородицкого храма пожелала преподобная испросить в Византии древний Эфесский образ Божией Матери, написанный, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой († 84) при жизни Богоматери. 

Помолившись усердно Господу, преподобная Евфросиния послала раба Божия Михаила в Константинополь к благочестивому императору МануилуКомнину и Святейшему Патриарху Луке Хрисовергу «с дарами бесценными», чтобы испросить у них Эфесскую икону Пресвятой Богородицы. По повелению императора икону Божией Матери доставили из Эфеса в Царьград, после чего Патриарх Лука собрал в Святой Софии собор епископов, благословил Михаила, вручил ему икону и отправил с миром, дав грамоту, в которой выражалась похвала рабе Христовой преподобной Евфросиниии давалось ей патриаршее благословение.         

Так просьба святой была исполнена. Согласно древнему преданию, по пути из Царьграда в Полоцк чудотворную икону едва ли не на год задержали у себя жители Корсуни (Херсонеса), не желавшие расставаться с путешествующей через их город святыней, отчего икона получила свое второе название – Корсунская.

Прибывший в Полоцк чудотворный образ преподобная Евфросиния встретила с радостью и глубоким благоговением. Она богато украсила его драгоценными камнями и поставила в храме Богородицкого мужского монастыря, вверив обитель заступничеству Пречистой Девы. Преподобная заповедала еженедельно по вторникам совершать с Эфесской иконой Божией Матери крестные ходы по всем городским церквам (по преданию, чудотворный образ был принесен в Полоцк именно во вторник). Этот благочестивый обычай, свидетельствовавший о высоком чествовании Эфесской иконы в Полоцкой земле, существовал до тех пор, пока образ находился в Богородицком монастыре.

В 1239 году Эфесская икона Пресвятой Богородицы была подарена Полоцкой княжне Александре (внучатой племяннице преподобной Евфросинии) как благословение на брак с великим князем Александром Невским. Венчание княжеской четы совершалось в Богородицком соборе города Торопца на Псковщине (ныне – Тверская область). Здесь и была оставлена икона Божией Матери, привезенная княжной Александрой из Полоцка.

С именем и покровительством Эфесской (Корсунской) Одигитрии, получившей уже в XVII веке название Торопецкой, связана вся дальнейшая история этого города, вплоть до начала XX века. Некоторое время в Торопце отчасти сохранялись древние традиции почитания образа: икону обносили по всем городским церквам, только это были уже не еженедельные торжественные крестные ходы, а ежегодное празднование, совершавшееся по вторникам Светлой Пасхальной Седмицы. Известно, что собор Торопца, в котором находилась Эфесская икона, издревле был посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. По преданию, в годы Ливонской войны (1563–1579) торопчане, ожидая посещения города царем Иоанном Грозным, из опасения потерять свою святыню сделали точный список иконы – «в меру и подобие». 

На новый образ надели серебряный оклад и украшения, снятые с чудотворной Одигитрии, и поместили список в иконостасе. Древняя же икона без всяких украшений была «отнесена за престол». Опасения торопчан, однако, оказались напрасными: царь Иоанн Грозный так и не дошел до города, а чудотворный образ и его список остались главным украшением Торопецкого собора вплоть до революционных событий скорбного XX века.

На Псковской земле Эфесская икона прославилась многими чудесами. В летописях засвидетельствована помощь Пресвятой Богородицы жителям Торопца во время польско-литовского нашествия в 1611 году. Дивный образ Божией Матери и впоследствии не раз спасал город от бед и напастей: во время вторжения французов в 1812 году, эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

В 1676 году царь Алексей Михайлович повелел построить на месте обветшавшего деревянного Георгиевского храма каменный, в который и была перенесена древняя икона. Храм стал именоваться Корсунско-Богородицким. В конце XVIII века, в 1792 году, этот храм сильно пострадал во время пожара, однако чудотворный образ удалось спасти. 

Новый собор в Торопце в честь Корсунской иконы был освящен лишь в 1804 году. На протяжении всего XIX века древняя Одигитрия и сделанный с нее список находились в его иконостасе (по правую сторону от южных дверей, в выносном резном киоте, – Полоцкий чудотворный образ, а слева – его Торопецкий список XVI века).

В 1921 году, с приходом к власти большевиков, чудотворная Эфесская икона Божией Матери была изъята из ТоропецкогоКорсунско-Богородицкого собора. Сначала ее поместили в местном краеведческом музее, а в 1936 году вывезли в Ленинград и передали в Государственный Русский музей. В 2009 году Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о временной передаче Эфесской иконы Пресвятой Богородицы из Государственного Русского музея в церковь святого благоверного князя Александра Невского, расположенную в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Московской области. Святой образ, являясь по-прежнему достоянием музея, согласно постановлению Минкультуры, экспонируется в подмосковном храме и по настоящее время.

Сведения о списке Эфесского образа Пресвятой Богородицы XVI века крайне незначительны. Сохранились краткие документальные свидетельства о том, что еще в начале XX века в Корсунско-Богородицком соборе Торопца находилась древняя копия чудотворной Эфесской иконы. Ее судьба после революции неизвестна. По словам последнего владельца иконы, Эфесский образ Божией Матери был спасен в годы лихолетья одной из прихожанок церкви во Пскове или недалеко от этого города. 

До 2004 года святой образ находился в руках реставраторов и коллекционеров.

Исследования показали, что данная икона является списком XVI века, сделанным с Полоцкого чудотворного образа XII века. Очевидно, что этот список был двухсторонним и выносным, как и оригинал из Русского музея. С обратной стороны списка находился образ святителя Николая Чудотворца, который со временем был утрачен. Однако, несмотря ни на какие испытания (пожар, войны, гонения XX века), по Божию Промыслу святой образ Пречистой Девы XVI века пришел к родному граду прп. Евфросинии. 

26 мая 2010 года список с древнего Эфесского образа был привезен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Икона Божией Матери была передана в дар монастырю к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

Великая Божия угодница преподобная Евфросиния, испросив из Царьграда Эфесскую чудотворную икону, «увеселила… Полотск чудным Божия Матере образом», и хотя древнейший образ не хранится ныне в обители преподобной, Царица Небесная не оставляет Своим невидимым заступничеством насельниц и прихожан Спасо-Евфросиниевского монастыря, которые ежедневно имеют возможность молиться перед двумя иконами-копиями, сделанными с Полоцкого Эфесского образа Пресвятой Девы XII века.

 

Житие преподобной Евфросинии Полоцкой

Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась угодница Божия в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых, и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия, она не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, Предслава тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа[4]. Намерение юной княжны оставить мир поначалу привели игумению в трепет и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой удивилась блаженная княгиня «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…».

В скором времени святая Евфросиния по благословению епископа Илии перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна день и ночь славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась переписыванием священных книг. «Вселившись же начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся».

Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо. В ту же самую ночь Ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного». Следуя зову Божию, получив благословение епископа, преподобная с одной из черноризиц вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она водворилась там и стала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу.

По прошествии некоторого времени начали приходить к преподобной девицы, искавшие спасения души. Образовалась иноческая обитель. Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу, преподобная Евфросиния взяла ее в монастырь для научения грамоте. Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена с именем Евдокия. Вскоре и дочь князя Бориса[6] Звенислава, двоюродная сестра преподобной, также пришла в обитель, желая избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла ее игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь ее, – и нарекли ей имя Евпраксия».

Древнее житие повествует, что преподобная пожелала возвести в монастыре на месте ветхого деревянного храма каменный. На это благое дело Господь призвал талантливого мастера, зодчего Иоанна, под руководством которого храм в честь Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель. Незадолго до окончания строительства церкви рабочие обнаружили, что количество приготовленной плинфы недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.

По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег, который содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского.

Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы. «И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой». Именно для Богородицкой обители святая испросила в Византии древнюю Эфесскую икону Пречистой Девы, написанную, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью отправила она в Царьград к императору МануилуКомнину[8] и Патриарху Луке Хрисовергу[9] «слугу» своего Михаила со многими дарами. Как только Эфесский образ был доставлен в Полоцк, преподобная «внесла его в церковь Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!..”. И то сказав, украсила она икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник носить ее по святым церквам».

Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли. Из них, как из источников благодати, многие почерпали обильно духовные знание и мудрость. Святая же игумения, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, «радовалась им, как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах.

Достигнув преклонных лет и высоты духовного совершенства, преподобная пожелала совершить паломничество во Святую Землю. Там угодница Божия молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Во время своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила святая поклониться Живоносному Гробу Господню. Однако затем она «Божиим посещением впала в недуг и начала болеть». 23 мая (5 июня) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк. Нетленные мощи преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую Лавру. В Дальних пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий.

В царствование благочестивого императора Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі

20 квітня педагоги продовжили добру традицію збиратися і обговорювати будь-які питання, що ставить нам сучасне життя.

«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»

20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Никольском храме села Беленькое и обратился с проповедью о значении этого праздника.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

21 апреля 2024 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь страстотерпцев кнн. Бориса и Глеба, обратившись затем с проповедью о человеке как носителе живой и мёртвой воды.

27.04.2024
Поговорим по душам
4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95