Участники диалога обсудили ситуацию, которая сложилась как внутри Украины, так и в целом в Православии, в связи с беспрецедентным вмешательством Константинопольского патриархата и государства в дела Украинской Православной Церкви.
«Никто не мог даже предположить, что нечто подобное может случиться после распада Советского Союза, – сказал сербский иерарх. – Я очень хорошо знаю, в каком положении тогда находились как сербские священники, так и священники на территории Советского Союза. Диктат государства был тотальным. Сегодня украинские власти пытаются возродить этот диктат. Мотивировки и формулировки для этого используются какие угодно, но только не церковные. В первую очередь, конечно, политические. И раскольники рожденные так называемым «патриархом Филаретом» и примкнувшие к ним самосвяты играют в этом не последнюю роль. Но кто сделал их таковыми? Мы не отталкиваем их, но они сами себя отлучили от Церкви. Никто, он сам так решил. Важно уточнить, что мотивация этого решения политическая, националистическая, но только не церковная. Когда Филарет был кандидатом на место Патриарха Московского и всея Руси, он был доволен своими перспективами. Но вот почему-то, когда он не прошел на выборах, он вдруг вспомнил о том, что является украинцем, решил, что если не может быть в Москве, то может быть в Киеве. Основываясь на личных амбициях он создал раскол. Очень жаль его, старик все-таки. Мы, православные верующие, жалеем его, но он сам себе враг. Не смотря на то, что его умоляли остаться верным Церкви, он не покаялся и ушел. Не было покаяния также и после того, как с него сняли сан, анафематствовали. Он продолжал «служить», «рукополагать духовенство». Нам искренне жаль их и тех людей, которые за ним пошли. В нас нет ненависти к ним, мы молимся за них, чтобы Господь просветил их и вернул им разум, так как они являются носителями образа Божьего, но поврежденного грехом».
«Что касается нашей Церкви, то у нас обстановка по украинскому вопросу ясная – мы не можем принимать такие неканонические решения. Что мы видим сегодня: патриарх Константинопольский, который прекрасно знает о всем вышесказанном, своим официальным письмом сказал, что принимает Денисенко без ничего. Снова росчерк «Вселенского пера», и Денисенко и Малетич моментально становятся архиереями, полноправными членами Церкви, без всякого покаяния. Сводит две структуры: созданную анафематстованным Денисенко и самосвятов, добавляет к ним двух своих клириков, и такой забродившей внецерковной жижеон дает автокефалию. Как принимать компанию самосвятов во главе с Макарием (Малетичем) в сущем сане, которые вообще, не имеют и никогда не имели законных епископских хиротоний? А как он мог принять под свой омофор без отпускных грамот двух архиереев (Шостацкого и Драбинко), самостоятельно покинувших каноническую Украинскую Церковь? Все это противоречит канонам и противно Православному учению о Церкви. И, тем не менее, Константинополь это делает. Все это попахивает папизмом, но такого на Православном Востоке никогда не было. Наша Церковь не может спокойно принимать такое поведение патриарха Константинополя.
Интересная история была в Турции. Один из отпавших священников, сговорившись с турками, решил создать «Турецкую Православную Церковь». Этого основателя ложной религиозной структуры, в последствии лишившийся почти всех последователей, называли «Папа Эфтим I». И представьте, что бы случилось, если бы РПЦ или другая Церковь признали эту структуру, фактически находящуюся на территории Константинопольского Патриархата? В этом случае реакция Константинополя, разумеется, была бы крайне негативной, мягко говоря. А что мы видим в Украине? Разве не это же самое он делает? Поэтому текущие действия патриарха Варфоломея абсолютно непонятны здравомыслящему православному человеку.
Очень жаль, что так случилось, но будем молиться. Как сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий, без молитвы, без подвига с нашей стороны раскол не преодолеть.»
Украинские раскольники вместе с патриархом Варфоломеем, как сказал владыка Ириней, стали заложниками человеческих амбиций и политической ситуации, которая к Церкви не имеет никакого отношения. Мало того, они находятся под влиянием заокеанских «друзей».
«Вся трагичность ситуации состоит в том, что большинство из них это понимают. Это большая личная трагедия каждого из них, их страдающих душ. Они не могут найти покоя ни здесь на земле, ни смогут найти и на небе, если не успеют покаяться. Прискорбно этому способствует православный патриарх, который должен не себя возвеличивать, а заботится о чистоте Православия и единстве нашей общей Матери-Церкви».
В заключение разговора владыка Ириней сказал, что только во время гонений на Церковь верующий человек может показать свою духовную силу.
«Нужно потерпеть. Какие бы ни были сейчас трудные времена, Церковь свою историческую роль все равно выполнит. Есть, конечно, искушения, испытания, но они полегче чем, те, через которые наша Церковь прошла в двадцатом столетии. Тогда наша Матерь-Церковь выстояла и сейчас устоит и никакие врата ада её не одолеют».