Затем Его Высокопреосвященство обратился к верующим с проповедью о необычности с точки зрения обывателя сегодняшнего праздника.
«Трудно постичь разумом, что люди могут собираться вместе, чтобы прославить свидетельство смерти, символ смерти. И, тем не менее, мы сегодня здесь, в этом храме именно для этого. Мы здесь потому, что крест для нас, как и для всех, кто принял Христа, есть Божья сила и Божья премудрость. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, – говорит апостол Павел. К сожалению, среди современных людей по-прежнему немало и «еллинов», и «иудеев». Тех, кто смеётся над верой христиан и считает нас безумцами. Тот, кто был в Иерусалиме в момент схождения Благодатного огня, наверняка видел смеющихся иудеев, которые до сих пор не могут понять ликование приехавших со всего мира христиан. Они по своему духовному поведению мало чем отличаются от тех иудеев и еллинов, о которых говорит апостол Павел. Но даже те из нас, кто ликует и радуется в дни Пасхи, кто готов поверить, что в кресте премудрость Божья, имеют ли её в своей повседневной жизни? Не считают ли они, что любить врагов своих есть безумие? Стали ли мы благоразумнее и мудрее от того, что верим в Христа распятого? Получили ли мы силу от своей веры? Понимаем ли, что по мере того, как мы утрачиваем веру в Христа, мы лишаемся силы иметь в себе то, что от Бога. Не становимся ли участниками хора безумцев, голоса которых звучат в современном мире все громче и громче? Сегодня как никогда важно понять, что если человек принимает Христа, то он принимает на себя обязанность исполнять Его заповеди. И первая из них – возлюбить ближнего своего, как самого себя. То есть быть прежде всего человеколюбивым».
По словам владыки, святая Церковь этим праздником призывает черпать мудрость на примере Христа.
«Для нас крест – это не только орудие пыток и смерти, это проявление силы Божьей любви к каждому человеку. Человек должен силой любви и мудрости Божьей наполнять свои сердца, а не силой ненависти. И вот когда его сердце будет наполнено мудростью, только не человеческой, не земной, а Божественной мудростью, он станет другим творением, новым творением, ради которого Бог принял позорную смерть на кресте. А для этого нужно брать пример с Христа, потому что Он для нас является Божьей силой и Божьей премудростью.
Наша Церковь вспоминает те страшные события земных страданий Христа, вспоминает Крест Господень еще и для того, чтобы каждый из нас мог взглянуть на себя, на свою жизнь и задуматься о той великой цене, которой были искуплены наши грехи. И Животворящий Крест, вынесенный во время богослужения и лежащий на аналое до дня отдания праздника, должен напоминать о нашем внутреннем крестоношении.
Вид креста должен воодушевлять нас уверенностью, что со креста идут прямо в рай. Поэтому мы должны смотреть на него с чаянием. Свое измученное, истерзанное тело Господь отдает нам, Он показывает, как нужно исполнять волю Божью. И когда ученики разбежались, испугавшись, лишь Матерь Божья с женами-мироносицами и апостолом Иоанном стоят у Креста. В их душах не было сребролюбия Иудинова, не было малодушия Петрова, а была только любовь. И в нас должна быть только любовь. Вот почему так важно, когда выносится для поклонения Крест Христов еще раз задуматься над своей жизнью и спросить себя: могу ли я ответить Господу той же любовью, не убоюсь ли остаться у Его Креста, готов ли исповедовать Его как Единого Бога? Да поможет всем нам Господь уразуметь смысл сегодняшнего праздника для устроения нашей жизни, для определения нашего мировоззрения, для созидания основ спасительного отношения к окружающему нас миру, к окружающим нас людям. Крест – это проявление силы Божьей любви ко всему человечеству. Ответим же любовью на любовь».