Своим сегодняшним напоминанием о том, что суд Божий начнётся с «дома Божьего» апостол Пётр, как сказал Его Высокопреосвященство, вновь призывает человека задуматься о духовном содержании его жизни.
«Кем себя считать: праведником, нечестивцем, или грешником? Как это определить? Что является мерилом? С чем следует сравнивать свою духовную жизнь? Апостол Пётр говорит, что только по отношению к Христу мы должны сравнивать свою жизнь. Иными словами, глядя на своё отношение к Богу, мы должны отнести себя либо к праведникам, либо к нечестивцам, либо к грешникам. Кто-то, возможно, назовёт себя праведником, объясняя это тем, что не творит зла, регулярно ходит в церковь и причащается. Но достаточно ли этого, чтобы считаться праведником? «Мало не делать зла, надо делать добро, — говорит святитель Филарет (Дроздов). Необходимо жить так, чтобы каждый поступок был направлен на умножение любви и добра в этом мире. Но только ли за добрые дела человек может удостоиться от Бога венца правды? А отцы-пустынники, отшельники и аскеты? Много ли добрых дел они успели совершить? А Мария Египетская, которая причащалась лишь один раз в году во время Великого поста? Но Церковь Православная прославляет её за праведную жизнь, угождение Богу и исполнение заповедей Божьих. Лишь тот, кто любит Христа и исполняет Его заповеди, достоин называться праведником. Всякий верящий в правду Божью и поступающий по правде Божьей, а не по правде человеческой. Которая сегодня одна, а завтра — другая. Те же, кто по правде Божьей жить не хотят, вот они и есть те нечестивцы, о которых говорит сегодня апостол Пётр. Так происходит от того, что им Бог не нужен. Не говоря уже о том, чтобы жить и поступать в соответствии с Его заповедями. Они живут страстями, услаждая собственную плоть. Наслаждаясь ложной радостью, они постоянно успокаивают себя тем, что у них всё хорошо. Убеждают окружающих, что им живётся легко и беспечно. Нечестивцу легко совершить подлость, потому что он не знает, что это такое. Более того, он может даже радоваться этому. Как и получать удовольствие от унижений и оскорблений другого человека. Для них грех не является грехом, потому что они попросту не задумываются об этом. Они живут в своём собственном эгоистическом мирке».
Но самое страшное, как сказал владыка, это когда человек познал Христа, а жить с Ним не хочет.
«Такой человек может знать заповеди, но не жить по ним. Вот таких людей апостол называет грешниками. И как раз им придётся отвечать перед Богом в первую очередь. И именно по отношению к ним Господь будет строже всего. Вот почему сатана так радуется, когда вчерашний христианин забывает о Боге и становится нечестивцем. Вот почему так старается современное общество запутать и убедить грешников в том, что грех на самом деле вовсе и не грех. И что Христос уже не нужен, так как можно жить без Него. Будто человек за последние две тысячи лет уже достиг необходимого уровня нравственного и духовного совершенства. Враг рода человеческого всё делает для того, чтобы мы стали нечестивцами. Поэтому мне бы хотелось пожелать всем грешникам, к которым я отношу и себя, чтобы мы, прежде чем предстанем перед судом Божьим, успели очистить свои души от греха. К счастью, у нас еще есть возможность, в отличие от нечестивцев, покаяться. И, осознавая свою греховность, не только признаваться в этом, но и делать всё для своего исправления».