Поблагодарив владыку Феофана и духовенство за радость совместной молитвы и совместного общения, Высокопреосвященнейший митрополит Лука напомнил слова Христа «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».
«Да, Церковь – не от мира сего, — сказал Его Высокопреосвященство. — Это никакая-нибудь политическая партия или благотворительная организация, это – Богочеловеческий организм. Господь говорил, что Меня гнали и вас будут гнать. Мы являемся свидетелями того, как сегодня гонят нашу Матерь-Церковь. Это происходит потому, что когда человек лишает себя Бога, он ввергает себя в руки диявольские. Пример – коммунистическая власть, сколько людей было уничтожено лишь за то, что они исповедовали Христа. Жаль, что те, кто сейчас находится у власти, не могут сделать правильные выводы из истории. К сожалению, мы видим повторение и коммунистических действий, и фашистского человеконенавистничества. Но мы, православные, знаем и помним слова Тертуллиана, апологета нашей Церкви второго века, который сказал, что «кровь мучеников – это семя нашей Церкви». М ывидим сегодня, как наша Матерь-Церковь утверждает слово Истины, несмотря на все эти гонения. Сегодня мы слышим слова Христа: «Братья, любите друг друга». Любовь к ближним – это закон Бога, обязательный для всех вступающих в Царство Божие. Об этом законе Спаситель уже не раз говорил Своим ученикам. Теперь же Христос еще раз напоминает нам об этой заповеди, чтобы мы не подверглись унынию, услышав о предстоящих гонениях и страданиях. Господь утешает нас тем, что ненависть, которую испытывает к нам мир, еще раньше он испытывал к Самому Христу. Утешением и укреплением нам должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена, собственно, против Христа и Отца Его Небесного, и, следовательно, если мы будем страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа. Пусть мы разделены языковым барьером, но мы испытываем любовь, которую трудно передать словами, мы чувствуем любовь и единство в молитве, а это значит, что среди нас есть Христос».
В своем ответном слове владыка Феофан вспомнил Украину, «которая страдает от того, что имеет раскол и военные действия, в ходе которых гибнут наши братья. Источник этих бед один – диавол, а тот кто поддерживает эти действия – его слуга. Мы сегодня вспоминали всех тех, кто стал жертвой коммунистического режима за свою Православную веру. Вчера у нас в Яссах проходила конференция, в которой приняло участие большое количество молодежи, посвященная осмыслению тех событий и подвига верующих людей ХХ века, отдавших свою жизнь и пострадавших за Христа. Несмотря на то, что коммунистический режим в Европе и на постсоветском пространстве пал, цели и методы современных гонителей христиан и веры Православной остались прежние – так как их источник тот же – диавол.
Наблюдая за ситуацией в Украине, хочу пожелать братскому украинскому народу твердо стоять в вере Православной, не бояться ничего, брать пример с новомученников и исповедников, от коммунистов пострадавших. Молим Бога, чтобы он укрепил вас в исповедании веры. Держитесь своего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, который уверенно ведет корабль Украинской Православной Церкви согласно канонам Церкви, что свидетельствует о нашем единстве во Христе».
В знак любви и благодарности за совместную молитву Его Высокопреосвященство вручил на молитвенную память в дар архиепископу Ясскому, митрополиту Молдовы и Буковины Феофану и румынскому духовенству иконы последнего кошевого атамана Запорожской Сечи святого праведного Петра Калнышевского.
В соборе находятся мощи преподобной Параскевы Сербской, жившей в ХI веке и прославившейся своим аскетизмом. В разное время её святые мощи находились в Константинополе, Болгарии, Сербии, сейчас покоятся в Сретенском кафедральном соборе румынского города Яссы. По окончании литургии духовенство Запорожской епархии и миряне во главе со своим архипастырем смогли приложиться к мощам христианской святой.
Во время богослужения песнопения исполняли хор кафедрального собора и сводный хор молодежи, участников прошедшей конференции. После Литургии иерархи, запорожцы и почетные гости конференции продолжили свое общение за братской трапезой.
После трапезы запорожская делегация пешком направилась и осмотрела монастырь 3-х святителей, который находится неподалеку от кафедрального собора.
Краткая информация о владыке. Титул: архиепископ Ясский, митрополит Молдавский и Буковинский (Румынская Православная Церковь).
В миру Димитрий Саву, родился 19 октября 1959 года в коммуне Корбь (Corbi) Аржешского жудеца Румынии, в семье Константина и Феофаны. Из их семерых детей четверо выбрали монашеский путь, и Димитрий с самого начала решил посвятить свою судьбу служению Богу.
Закончив восемь классов общей школы в родной коммуне, с 1974 по 1979 год он учился в духовной семинарии в Бухаресте, в 1979-1980 проходил воинскую службу, а в 1980-1984 годах получал образование в Бухарестском Богословском институте.
В 1984 году он принял монашество с именем Феофан и поступил в скит Красна в жудеце Прахова. В 1985 году был возведен в сан иеродиакона и в том же году – иеромонаха.
В 1986 году отец Феофан поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. В 1990 году он защитил диссертацию на тему «Богочеловечество Христово и обожение человека в трудах святого Макисма Исповедника» и получил степень доктора богословия с отличием. В то же время с 1987 по 1990 год отец Феофан был духовником в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От во Франции.
Закончив образование он возвратился в Румынию, где в 1990-1991 годах состоял секретарем патриаршего кабинета, а в 1991 году был хиротонисан в патриаршего викарного епископа с титулом Синаитский. Будучи патриаршим викарием, епископ Феофан состоял секретарем Священного Синода Румынской Православной Церкви по связям с зарубежными Церквами и международными экуменическими организациями, ответственным за отношения Румынского Патриархата с румынскими общинами за границей и в рассеянии, ответственным по проблемам религиозного образования, координатором Отдела Патриархии «Церковь и Общество». До 1994 года епископ Феофан был заведующим издательством и типографией Библейского и Миссионерского Института Румынской Православной Церкви, а с этого года – секретарем Священного Синода Румынской Православной Церкви. В 1997-2000 годах – патриарший представитель по координации деятельности Богословского факультета Бухарестского университета и координатор англоязычного периодического издания Отдела внешних отношений «News Bulletin», в 1999-2000 годах – координатор паломнического бюро Румынской Патриархии.
Епископ Феофан был также координатором Отдела по благотворительности «Диакония» при Румынской Патриархии, председателем ассоциации «Диакония» и председателем церковного медицинско-фармацевтического учреждения «Василиада».
3 октября 2000 года владыка Феофан был избран архиепископом Крайовским, митрополитом Олтенским. Митрополит Феофан совмещал с управлением митрополией служение председателя канонической, юридической и дисциплинарной коммисии Священного Синода. В своей митрополии также председательствовал и возглавлял редакцию изданий «Олтенская митрополия» (MitropoliaOlteniei), «Христианская цитадель» (CetateaCrestina), «Чтения» (Studii, Цетр изучения прикладного богословия Крайовской архиепископии).
В 2008 году был избран на Ясскую кафедру, митрополитом Молдавским и Буковинским – на вторую по значению кафедру Румынской Православной Церкви после патриаршей. 8 июня 2008 года после Божественной литургии состоялось его настолование в митрополичьем соборе города Яссы. Церемонию в соборе 32 иерархов Румынской Церкви возглавил Румынский патриарх Даниил. На нее, кроме 8 тысяч паломников, собралось все высшее духовенство Румынской Церкви, а также гражданское руководство Румынии, в том числе президент страны Траян Бэсеску.
В 2016 году был участником Собора на Крите.
Митрополит Феофан владеет несколькими иностранными языками, является автором ряда работ и статей посвященных Святоотеческому богословию, православной духовности, экуменизму, анализу современных религиозных явлений и другим темам.
Монастырь Трех Святителей в Яссах
Уникальное творение молдавской архитектуры, ктиторство господаря Василия Лупу, церковь Трех Святителей первоначально входила в монастырский комплекс, из которого сохранился лишь готический зал, в котором сегодня располагается Музей средневекового искусства.
Церковь Трех Святителей предназначена была стать резиденцией Митрополии Молдовы, но и должна была превзойти великолепием и пышностью любой другой православный храм того времени.
Монастырь был построен в 1637-1639 годах и был освящен митрополитом Варлаамом 6 мая 1639 года. Усилия зарубежных строителей, доставленных в Яссы из-за морей (архитектор церкви – Ианаке из Константинополя – был армянином) в полной мере отвечали амбициям ктитора: церковь Трех Святителей вызывала восхищение посетителей с момента ее освящения в 1639 году.
Церковь была построена из срезанных известняковых блоков, склеенных расплавленным свинцом. План церкви Трех Святителей в общих чертах не отличается от плана молдавских церквей той эпохи. Храм построен в форме удлиненного триконха, с двумя барабанами купола, одним над пронаосом и другим – над наосом. Фасады церкви разделены на два яруса витым поясом, характерным элементом церквей в семнадцатом веке.
В орнаменте фасада чувствуется восточное влияние, в частности, можно увидеть армянские, грузинские, персидские, арабские и турецкие мотивы. Можно определить элементы, выполненные в духе русского, западно-барочного и местного стиля. Окна декорированы наличниками с карнизами и резными подзорами. Внешние декоративные элементы несравненного богатства создают впечатление настоящей вышивки в камне. Можно различить витые пояса, ромбы, круги, розетки, цветы, чешую и т.д.
Многие элементы орнамента имеют аналоги в народной резьбе из дерева. В общей сложности на поверхностях фасадов можно пересчитать тридцать фризов, опоясывающих здание, с различными декоративными элементами.
Оригинальная роспись церкви была выполнена «золотом и лазурью» в 1641-1642 годах русскими мастерами Сидором Поспеевым, Яковом Гавриловым, Дейко Яковлевым и Пронкой Никитиным, лучшими художниками царского двора. Им помогали молдавские мастера Николай Зугравул и Штефан Зугравул.
Церковь перенесла множество пожаров (легенда гласит, что турки сожгли церковь, думая, что она полностью сделана из золота), поэтому с 1882 по 1890 год в ней производились ремонтные работы, во время которых были привнесены некоторые изменения, но экстерьер и форма были сохранены в первоначальном виде. Из старой росписи (восстановленной позже) в интерьере храма хорошо сохранились портреты господаря и членов его семьи.
В церкви Трех Святителей находятся могилы Василия Лупу, его первой жены – Тудоски, сыновей господаря – Штефана и Иоанна, а также могилы господаря и ученого Дмитрия Кантемира и господаря Александра Иоана Кузы. В 1641 году в этот храм были доставлены мощи преподобной Параскевы, а в 1889 году мощи святой были перенесены в кафедральный собор.
С монастырем связаны важные вехи истории Молдовы: Всеправославный Синод в Яссах в 1642 году, когда здесь собрались представители основных ветвей православия, и 1645, когда Паисий, бывший настоятель монастыря Галата, был рукоположен в сан Патриарха Иерусалимского.
В 1646 году ктитор посвятил церковь Святому Афону. Храм серьезно пострадал в результате землетрясений 1701, 1738, 1790, 1802, 1829 годов. В 1827 году пожар уничтожил крышу. Благодаря каменным стенам, монастырь неоднократно служил в качестве убежища для городских жителей, которые укрывались здесь или в других укрепленных монастырях, как Голия, Галата, Четэцуя. В 1650 году многие искали спасения в стенах монастыря Трех Святителей и защищались оружием от татарского нашествия.
В 1640 году в монастыре была основана «первая греко-славянская школа». Типография монастыря Трех Святителей считается первой в Молдове. В ней была напечатана первая молдавская книга – «Казания» митрополита Варлаама (1643), другие значимые для молдавской культуры сочинения. Здесь было напечатано и «Уложение законов» Василия Лупу (1646), в котором были собраны все известные до того времени законы страны.
Предание гласит, что церковь была позолочена снаружи. Эта легенда появилась, скорее всего, из-за ошибок в переводе на арабский и турецкий языки текстов, в которых Павел Алеппский и Эвлия Челеби описывали церковь Трех Святителей. Мысль о том, что церковь была полностью позолочена снаружи, нашла поддержку у ряда историков и архитекторов. При проведении ремонтных работ, начатых в 1998 году, были найдены следы драгоценных металлов, поэтому некоторые строители утверждают, что «изначально и во время реставрации 1882-1886 годов вся поверхность резного камня была покрыта позолотой, и сегодня на квадратных основах куполов можно найти позолоченные участки». Однако остается вопрос, каким временем могут быть датированы эти следы позолоты, действительно ли они относятся к эпохе Василия Лупу? Но точно известно, что в интерьере церкови золото было использовано с избытком.
Василий Лупу с самого начала задумал свое ктиторство как монастырь. Церковь Трех Святителей расположена посреди двора, окруженного каменной стеной (высотой 4-5 метра). Вход находится под башней-колокольней с часами. На башне находится надпись с гербом Молдовы. Ктитор привез в Молдову первые публичные часы, которые были установлены в помещении башни над восьмью колоколами этой церкви. Павел Алеппский подробно описал «железный, с большими колесами» механизм, который приводил в движение колокола, объявляющие жителям время дня. Кажется, часы сгорели во время пожара 1827 года.
Рядом с церковью находится готический зал, в котором расположен музей религиозного искусства, хранящий, в частности, объекты, связанные с историей монастыря Трех Святителей.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви