V и VI века в истории православного монашества принято называть золотыми века. И все это несмотря на то, что монашество того времени не было на высоте своего призвания, а жизнь обителей не была правильно организована и не находилась на должном духовном уровне. А среди монахов было распространено сильное умственное брожение из-за признания Халкидонского собора истинным. Но именно в это непростое время Господь явил миру таких людей, как Савва Освященный, ставших вождями тогдашнего монашества, владевших мощным духом, крепкою волею и стойким характером. Они не боялись говорить правду перед сильными византийскими императорами, давали мудрые советы архипастырям первопрестольных Церквей, отличались смирением и кротостью, являя собой воплощение многих христианских добродетелей.
«Это было время, — как говорит Его Высокопреосвященство, — когда духовные вожди просто не могли быть другими. Они должны были смело и неустрашимо бороться с беспокойными подчиненными, постоянно подвергая себя всевозможным опасностям и неприятностям. Они побеждали строптивых и недовольных членов своих общин и водворяли мир, любовь и единомыслие как между отдельными лицами, так и между христианскими общинами для блага Церкви Христовой. Святой Савва памятен нам еще и тем, что долгое время не хотел рукополагаться. Мы называем Савву Освященным потому, что он, будучи монахом, принял сан священника, от которого долго отказывался. По его словам, желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей. Но в скором времени ему чудесным образом была указана естественная церковь, которая потом получила название Богом зданной, и в возрасте 53 лет он был рукоположен во пресвитера и назначен игуменом Лавры. Это произошло неожиданно как для многих его недоброжелателей и обвинителей, так и для него самого.
Вспоминая сегодня историю жизни святого Саввы, мы замечаем, насколько она может быть поучительна для нас с вами, для осмысления нашей современной истории. Разве нет сегодня в умах монашества и священства брожения относительно истинности принимаемых решений? Разве монашеская жизнь и жизнь клира находится на должном уровне? Разве достигла наша духовная жизнь того уровня, к которому мы призваны? Святой Савва составил духовное завещание, которое предназначено в первую очередь для монахов Лавры, но может считаться обязательным для исполнения и всеми нами. Он полагал, что монах должен быть рассудителен, старателен, готов ко всяким подвигам, трезв, воздержан, скромен, способен других научить, а сам не должен иметь нужды в научении, способен обуздывать все телесные члены и ум сохранять в безопасности. Первая обязанность монаха – пост и молитва. И мы должны с вами молиться. И в первую очередь за наших врагов. И пусть они думают, что мы пойдем на баррикады. Наше орудие – в молитве, в проповедовании любви, гражданского мира и согласия. Один добрый пример – убедительнее, чем сотни пустых слов. Почему их так легко говорят наши политики? Да потому, что пустое слово всегда минует чувство стыда. А они очень бояться, что голос совести очень скоро не даст им ни есть, ни пить, и превратит их жизнь в ад. У нас у всех впереди разные состояния, – состояния духа, души и тела. Но наша земная жизнь рано или поздно закончится, а вот душе нашей придется жить вечно. Только где? И найти правильный ответ на этот вопрос нам как раз и помогает святой Савва, его жизнь, его преданность Богу и стойкость в вере, его мужество, его человеческий и духовный подвиг во имя Церкви Христовой».