Обратившись затем с проповедью, Его Высокопреосвященство призвал еще раз задуматься над словами «раб Божий» и нашим отношением к ним. «Вот уже более двух тысяч лет мы называем друг друга рабами Божьими. В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким наименованием. Так почему же современному человеку всё труднее называть себя рабом Божьим? Что самое удивительное, при этом он совершенно не стесняется называть себя рабом всевозможных технических новинок. Как впрочем, и рабом удовольствий, что делает его, по сути, рабом греха. Получается, что называть себя рабом Божьим труднее, чем рабом греха. Но почему? Ведь Сам Господь Бог, Царь Небесный, не стеснялся в рабском виде обойти всю землю, а мы, Его дети, стесняемся даже думать об этом. Всё чаще приходится слышать и читать о том, как люди отказываются ходить в церковь, потому что там православные называют себя «рабами Божьими». Мол, мы же не рабы, с рабством уже давно покончено. Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Как объяснить таким людям, что в христианстве слово «раб» имеет совсем другое значение. О рабстве светский человек может судить только из художественной литературы и учебников истории. А там представлен вполне определенный стереотип, – это человек, лишенный всяких прав и являющийся полной собственностью хозяина. Господь же Сам становится рабом, чтобы установить Новый Завет и показать человеку, что он может возвыситься. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Стараемся ли мы стать такими рабами? Не надеть маску, не претвориться рабом, а стать им. Перед людьми это сделать не трудно, но зачем? Бог- то всё одно видит. За маской мнимой праведности нам не скрыть своего истинного лица. Посмотрите, что происходит сейчас в мире, в частности, в Соединенных Штатах Америки. Уничтожаются памятники, запрещаются книги и кинофильмы, которые, по мнению нынешних американцев, унижают их права и свободы и напоминают им о времени, когда их предки были привезены из Африки. Но ведь в бесчинствах участвуют не те, кто на себе узнал, что такое рабство. Это делают те, кто сегодня является рабом греха, той жизни и тех удовольствий, которыми так богата их нынешняя жизнь. А власть им дает творить беззакония, потому что сама является рабом общественного мнения, – ей не хочется ссориться с электоратом. Форм борьбы с социальным рабством может быть много, но силой его не победить, нужно по капле выдавливать из себя раба, чтобы стать поистине свободным, – свободным от греха».
Поздравив с праздником, Его Высокопреосвященство пожелал молиться перед образом прославляемой сегодня иконы Божьей Матери «Троеручица» со словами: «Спаси нас, Царица Небесная, ибо мы погибаем».
«А погибаем мы от тех проблем, в которых сейчас погрязло наше общество. Эти проблемы вызывают у нас отчаяние и ропот. Не есть ли это погибель для нашей души? Но к счастью, у нас есть храм Божий, где мы можем исправиться, можем найти избавление от своих тревог и страхов. Да, социальное рабство – это всегда страх раба перед своим господином, перед жизненными обстоятельствами. Но наши отношения с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Мы называем себя «рабами Божьими», но при этом мы хорошо помним и другие слова Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями …»
Если современный мир, который так много кричит сегодня о борьбе с рабством, никогда не узнает этих слов, он будет обречен всегда жить в страхе. И его борьба с тенями прошлого не способна принести ему освобождение от рабства. Пусть каждый сегодня задумается над тем, кто он: раб греха или раб Божий? Наша Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В этом состоит её главный принцип социальной активности – не принуждать, а убеждать, давать пример личной самоотверженности, уважая и ценя при этом главную ценность человека – его свободу».