Читаемый сегодня евангельский фрагмент, как заметил Его Высокопреосвященство, следует рассматривать не столько ретроспективно, а скорее с перспективой на нашу нынешнюю жизнь.
«Не только в адрес двух путников, апостолов из 70-ти, звучат сегодня грозные слова Христа о косности сердечной, но и в наш адрес. Да, не узнали Клеопа и Лука Христа, не поднялась их вера до высоты исповедания Петра: «Ты еси Христос, сын Бога Живого». Христос был для них лишь «пророком, сильным в слове и деле перед Богом и народом», пророк-правитель, подобный Моисею или же вождь, подобный Иуде Маккавею, который должен был освободить Израиль от сирийско-греческого господства. Их надежды носили внешний, политический характер, поэтому и столь ужасен был их крах, потому-то они и не узнавали Христа. Они даже в разговоре между собой не говорят Христос, а просто Иисус Назарянин, – не Спаситель мира, не Мессия, а просто житель города Назарета. А каково наше отношение к Христу? В состоянии ли мы своим духовным зрением увидеть Его? А как остальные наши попутчики по жизни, способны ли они узнать Христа? Кто-то скажет, что он не был знаком с Христом, не ходил за Ним и не слышал Его проповедей, чтобы узнать Его. А кресты на наших храмах, а колокольный звон, разве всё это не свидетельствует о Христе? Многие ли задумываются над тем, а символом чего является крест? Вот это как раз и есть проявление духовной лености человеческой и косности сердечной. Не желает человек заставлять себя думать. Ему бы со своими земными проблемами разобраться, а в прошлое заглядывать ни к чему. А подумать и проанализировать свою жизнь? Может, сегодняшние проблемы как раз и связаны с прошлым, причем, не столько с его личным прошлым, сколько с общечеловеческим прошлым?»
По словам владыки, причину многих проблем современной жизни следует искать также в слабоволии человека.
«Каждый из нас является носителем как зла, так и добра, а это значит, что является не просто наблюдателем этого противостояния, но и его участником. Эта борьба всегда происходит внутри нас и результатом этой борьбы будет наша жизнь в вечности. От того, что победит – добро или зло, зависит будущее нашей души: в райских царских обителях она окажется или в геенне огненной. И вот здесь многое зависит, в том числе и от нашей воли. Почему свидетельств победы зла над добром так много сегодня? Да всё потому, что человек безволен противостоять злу. Он этого не хочет делать, не хочет напрягаться. Происходит, примерно, как в сегодняшнем евангельском чтении. Клеопа осуждает и обвиняет в гибели Христа правителей, всю вину за Его распятие он предпочитает возложить на начальников Израиля. А где были ученики, где был он сам, где были просто люди доброй воли, которых во все времена было гораздо больше, чем плохих и жестоких? Они безвольно наблюдали за всем происходящим, хотя прекрасно понимали, что на их глазах творится беззаконие. А разве мало таких примеров в нашей с вами сегодняшней жизни? Мы видим, что власть попирает наши права, но при этом предпочитаем молчать, успокаивая себя тем, что раз меня лично это не касается, то и делать ничего не надо. И так будет до тех пор, пока мы не научимся ощущать присутствие Божье в своей жизни. А для этого нужно себя понуждать, нужно заставлять свою волю хотеть жить с чистыми помыслами и побуждениями, стремиться освободиться от всякой скверны и от всякого зла противного нашему спасению. Только так и можно избавиться от сердечной косности, которая делает нас равнодушными и мешает следовать за Христом».