В восемнадцатое воскресенье после Троицы Православная Церковь празднует память святых отцов, принимавших участие в Седьмом Вселенском Соборе. Он был созван в 787 году в городе Никее при императрице Ирине. Вселенский Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил, что иконы – это священные изображения, которые верующим подобает почитать.
«Каждый человек, думающий и переживающий о своей духовной жизни, – сказал Его Высокопреосвященство, – находит умиротворение и отдохновение в священных изображениях.
Первое, что спешит сделать человек, зашедший в храм, это приложиться к иконам. В этом проявляется его вера и почитание дорогого ему образа. При этом очень важно, чтобы, лобзая видимый образ, человек душой и мыслями возносился к образу невидимому. Решал при этом одну из самых трудных задач – выкристаллизовать этот образ в своей душе и хранить его всеми силами нашими, всем напряжением земной жизни. Сегодня мы слышим слова Господа, обращенные к апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Не на такой ответ может быть рассчитывал апостол Павел, он надеялся на облегчения своей жизни. Какое облегчение ищет для себя каждый человек, обращаясь к Богу? Кто из нас не желает, чтобы его жизнь была беззаботной? А если бы и возникали хлопоты, то были бы приятными – дни рождений, свадьбы, переезд на новую квартиру. Человек так устроен, что ему всегда хочется от Бога всё больше и больше. Но лишь Бог знает, что на самом деле нам нужно. Мы хотим исполнения наших желаний, но о желаниях Бога забываем. Мы забываем исполнять Его заповеди. Мы поклоняемся святым иконам, поклоняемся образу Божьему, но ведь этот образ запечатлен не только в красках и на досках, он должен быть запечатлен в нашей душе. Мы созданы по образу и подобию Божьему. Господь дал нам всё, чтобы мы могли повторить Его путь – от земли на Небо. Чтобы стали такими как Он, наделил свободой, талантами, способностью быть благодарными и милосердными. Наделил даром видеть Его образ в людях, которые нас окружают. Он вознёс Себя на Древо Крестное, и находясь на нём в страшном поругании и осмеянии, однако же Он не ругается, не требует отмщения и не осмеивает человека злого и безжалостного, но продолжает любить и просит Отца Небесного: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Помним ли мы, что Христос взял на Себя наши грехи? Стараемся ли в своей жизни понести хоть малую толику тех испытаний, которые вынес Он? И что будет с нами, если мы и дальше будем только требовать от Бога, ничего не давая взамен?»
Владыка напомнил о том, что Господь наш Иисус Христос всегда незримо с нами, Он смотрит и видит наше горе, сочувствует нам и поддерживает нас.
«Когда мы теряем своих близких, наша жизнь начинает нам казаться невыносимо тяжелой. Именно в такие моменты нам хочется, чтобы Христос подошел к нам, положил Свои руки на наши плечи и снял бремя скорбей. Чтобы мы наконец-то могли почувствовать долгожданное облегчение. Этого хотел апостол Павел. Но что он слышит: «Довольно для тебя благодати Моей…». То же самое Христос говорит и нам. Только слышим ли мы? Апостол воспринял слова Господа как призыв к терпению. А ведь и нам, современным христианам, тоже не хватает терпения. Мы ропщем, мы негодуем. Нам кажется, что Бог забыл о нас. А ведь Он ничего и никого не забывает, Он всё видит и слышит. Слышит каждую нашу молитву, каждый наш вздох и каждый наш стон. Сегодня Он нас проверяет, достойны ли мы Его Царства? Он проверяет наши сердца, нет ли в них злобы и ненависти? Ведь если есть, то чем мы тогда будем отличаться от этого безумного и бушующего мира? Он всегда рядом с нами и всё дает для нашего спасения. Человек многого не знает о себе и о своей жизни. А особенно о той, которая ждёт его, если он последует за Христом. Именно поэтому мне бы хотелось пожелать всем нам прежде всего духовных сил, поскольку для преодоления, выпавших на нашу долю жизненных испытаний, одних физических сил недостаточно. Терпения всем нам, помощи Божьей и заступничества Пресвятой Богородицы. Сегодня мы ещё почитаем память святого Амвросия Оптинского. Так пусть же наше внешнее поклонение его видимому образу, запечатлённому на иконе, станет нашим внутренним поклонением и отразится на нашем образе жизни, на наших мыслях, делах и поступках. Чтобы его любовь к Богу стала и нашей любовью, той силой, без которой невозможно ни наше спасение, ни наше движение по пути нравственного совершенствования».