Архипастырям сослужили благочинные округов Смоленской епархии, настоятели храмов Смоленска, клирики Свято-Успенского кафедрального собора, гости из Запорожской епархии Украинской Православной Церкви в священном сане.
На запричастном стихе митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к верующим с архипастырским словом:
«В сегодняшний день мы прославляем Матерь Божию, Ее образ «Троеручица». Почему он так называется? На иконе Божией Матери написана кисть Иоанна Дамаскина, который во времена богоборческой ереси пострадал за то, что писал иконы. Но сотворила Матерь Божия чудо – отрубленная рука была восстановлена, преподобный проснулся уже со здоровой рукой. Это чудо было совершено во время его молитвы, но он даже не просил исцеления, он просил одного – прощения и укрепления в вере. Нам, современным людям, мне бы хотелось пожелать, чтобы, в первую очередь, мы просили у Царицы Небесной укрепления в вере. А как укрепить свою веру? В вере ты укрепляешься, когда встречаются невзгоды на твоем жизненном пути, а ты их не с гордостью, не с высоко поднятой головой проходишь, а наоборот – с кротостью и со смирением. Вот в этом будет проявляться духовная жизнь, и здесь ты почувствуешь материнское заступничество. Мне бы хотелось пожелать каждому из нас, чтобы мы были верными чадами Царицы Небесной, а Она никогда никого из нас не оставила».
По завершении богослужения митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор приветствовал митрополита Запорожского и Мелитопольского Луку и делегацию Запорожской епархии от имени духовенства и мирян Смоленской епархии:
«Разрешите засвидетельствовать нашу братскую любовь к Вам лично и всему народу Украины, поскольку мы – чада Божии и ни что не может разлучить нас в любви Божией. И мы радуемся тому, что Вы, дорогой Владыка, преодолев такое большое расстояние, посчитали своим долгом быть здесь, на древних русских кафедрах, посетив уже иные древние города, и сегодня, прибыв в Смоленск, в Успенский кафедральный собор, в котором 25 лет совершал свое архипастырское служение Святейший Патриарх Кирилл. Дорогой Владыка, искренне радуемся тому, что Вы с нами сегодня, что мы вместе от единой Чаши засвидетельствовали свою любовь к Богу и подтвердили братскую принадлежность друг другу!»
На память о посещении Смоленска митрополит Исидор вручил митрополиту Луке малый комплект архиерейского облачения.
Правящий архиерей Запорожской епархии обратился ответным словом к смоленскому архипастырю:
«Дорогой Владыка Исидор, вспоминаются слова Христа: узнают, что вы – Мои ученики, когда любовь будет между вами. И в сегодняшний день мы свидетельствовали народу Божиему о нашей любви. Мы разделены границами, мы разделены расстояниями, но мы едины во Христе. Мы «едиными усты и единым сердцем» возносим молитвы нашему Господу. Это и есть то единство, которое пытается разорвать, уничтожить враг рода человеческого, потому что Христос созидает, Он – созидатель, а враг рода человеческого – разрушитель, и он будет делать все, чтобы между нами не было мира, чтобы мы не имели мира в своем сердце, своей душе. В сегодняшний день, Владыка, искренне благодарю Вас за возможность стяжать этот мир в нашем сердце».
В дар Смоленской епархии были преподнесены иконы: местночтимого святого – праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи; священноисповедника Феодосия Мелитопольского; новомучеников и исповедников Запорожских, а также книга «Путем апостола Андрея: очерки об истории Православия в Запорожском крае».
Затем для духовенства и мирян Запорожской епархии была проведена экскурсия в Свято-Успенском соборе – гости познакомились с историей и святынями кафедрального храма. Общение митрополита Исидора с делегацией из Запорожья продолжилось в Тронном зале Архиерейских палат, где состоялась торжественная встреча архипастырей и мирян.
В ходе встречи Высокопреосвященнейший митрополит Исидор рассказал, что в этом историческом здании XVII века Святейший Патриарх Кирилл в годы своего служения на Смоленской кафедре принимал видных церковных и светских деятелей. «А сегодня, – отметил митрополит Исидор, – и вы дополнили этот сонм знаменитых людей». «Мы, смоляне, искренне надеемся на то, что вы, жители Украины, вернувшись домой, засвидетельствуете всем окружающим людям, что здесь любят вас, и никаких препятствий не может быть к нашему общению», – сказал Его Высокопреосвященство.
Обращаясь со словами приветствия к правящему архиерею Смоленской епархии, глава Запорожской епархии подчеркнул:
«Где бы мы ни были, в каком бы храме ни служили, в алтаре всегда лежит молитва о мире в Украине. Это – исполнение решения Священного Синода, которое можно исполнять административно, а можно – от души. Я слышал, как Вы читали эту молитву – Вы читали ее от души. Вы переживаете за те нестроения, которые происходят на нашей земле. Мы не в праве касаться политических вопросов, но мы должны засвидетельствовать миру: для нас Христос – наш законодатель».
Митрополит Лука напомнил об особенности, которая роднит Запорожье и Смоленск: оба города построены на берегах великой реки Днепр.
На молитвенную память о посещении Смоленской епархии каждому паломнику митрополит Исидор вручил подарки: иконки Божией Матери Одигитрии и масло, освященное от чудотворной Смоленской иконы.
Древний собор Мономаха
Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.
В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.
Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.
В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.
Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии. Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа. Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.
Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой, Смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах. К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным. Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».
Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Владимиром Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства. Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».
В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.
Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Смоленского Русской униатской церкви.
После освобождения Смоленска старое здание было разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.
Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец, в 1740 годуархитектор Готфрид Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.
Здание собора во время наполеоновского нашествия не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.
После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:
…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.
Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.
Святыни
В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал.
В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского, небесного покровителя Смоленска; выставлена также единственная сохранившаяся реликвия святого Меркурия Смоленского — железные сандалии.
Смоленская икона Божией Матери. Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что на Русь икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономахв 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя.
В XV веке икона оказалась в Москве. Евгений Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её. В «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз её в дар великому князю в Москву (<в 1455 году>). Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть ещё одно известие, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.
Имеется также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю».
Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь, по совету с митрополитом Ионой, решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 28 июля (10 августа по новому стилю).
Во время Отечественной войны 1812 года ИринейФальковский вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск.
Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года.
Список иконы 1456 года был вывезен игуменьей монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду.
Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Мученик Меркурий Смоленский был славянином из Моравии и происходил из княжеского рода. В юном возрасте пришёл в Смоленск и поступил на службу к смоленскому князю. Согласно житию, Меркурий отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».
Мученичество принял в 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск. По преданию, когда татарские войска стояли в 25 верстах от города, на Долгомостье, молившемуся ночью в соборе перед иконой Божией Матери местному пономарю явилась Богородица, велевшая позвать Меркурия.
Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святой Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».
Меркурий послушался веления Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силою. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».
Тело Меркурия было погребено жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.