Сегодня наша Церковь, как сказал Его Высокопреосвященство, прославляет память человека, который всю свою жизнь старался подражать святым.
«Он с детства полюбил святых, с детства стремился к святости. И вот за эту святость его сегодня прославляет наша Церковь и мы с вами. Каждый из нас может рассказать множество чудес, которые происходили и происходят по молитвам святого. Лично я стал свидетелем одного из таких чудес. Мы с вами верим, что эти чудеса, как и все остальное в нашей жизни происходят по воле Божьей. Современный же человек, несмотря на всю свою образованность, продолжает верить во всё что угодно, в любую магию, во внеземные цивилизации, в Нострадамуса и гадалок, только не в Бога. Кто-то скажет, что нельзя пользоваться электричеством, интернетом, телевидением и радио, последними достижениями науки и техники и в то же время верить в Бога. Да, современный школьник знает о мире гораздо больше, чем самый образованный человек во времена Иоанна Шанхайского. Однако было бы ошибочным думать, что прогресс ведет к возрастанию человека в мудрости. Многие знания, которые есть сегодня у людей, позволяющие строить самолеты и космические корабли не могут приблизить к поиску ответов на такие вопросы как «в чем смысл и предназначение жизни», на что надеяться и как поступать?» Но ведь и во времена Иоанна Шанхайского, а он жил в Америке, которая является родоначальницей технического прогресса, было немало тех, кто считал все разговоры о Боге выдумкой священников. Для таких людей и святые были из разряда сказочных героев. Только к нему не прикоснулся грех того времени. Тогда почему нас коснулись грехи, порожденные научно-техническим прогрессом? А всё потому, что мы сами этого хотим. Мы им позволяем проникать в нашу душу. Мы позволяем прилепляться к нам всякому греху, потому что всего хотим и на все откликаемся. Нам сладки и желанны плоды цивилизации. Конечно, сами по себе достижения науки и техники не представляют вреда для нашей души. Опасности в том, что уже не они, а человек начинает им служить. Что происходит с человеком, если вдруг выключат электричество? У него начинается паника, потому что он не знает как себя вести, он стал рабом вещей, хотя и таких нужных и полезных. Опасность их в том, что они делают нас менее духовными. Наша жизнь теряет глубину, перестает быть таинственной. Вот когда возрастает роль святых, особенно таких как Иоанн Шанхайский. Они напоминают нам о духовной сущности жизни, о том, что чудо возможно, что жизнь с Богом – это уже чудо, а все ужасы, которые мы переживаем, есть результат потери человеком Бога. Грех не даёт жизни быть чудесной. Потому самое главное, говорит святитель Иоанн, – трудиться, не жалея никаких сил, для того, что «должно быть основой жизни как для отдельного человека, так и всего народа». Он как никто другой чувствовал духовную связь всех святых друг с другом. Жизнь Иоанна Шанхайского, как и всех святых принадлежит не только нашему времени, а всем временам, как Евангелие, которое они исполняли в своей жизни».
По словам владыки, мы должны просить у святого в первую очередь крепости наших духовных сил.
«Ведь только они помогают нам не согрешить, не поддаваться на все провокации, которые происходят в нашей жизни, противостоять всем бедам. В борьбе с нашими грехами и страстями нам не обойтись без подражания Иоанну Шанхайскому, его жизненному и духовному подвигу, поскольку со святыми близкими нам по времени, мы ощущаем особенную духовную связь. Бог посылает таких людей, чтобы не угасла в нас вера. Когда мы соприкасаемся с такими святыми, в нас зажигается огонь веры, который мы захотим передать другим. «Единственная печаль, как говорил Иоанн Шанхайский, это не быть святым». Как бы мне хотелось, чтобы единственной нашей печалью стало осознание того, что мы пока еще не стали святыми. Но стать ими может и должен каждый из нас, ибо только в единстве со святыми, в единстве святости можем одолеть все наши беды и не поддаться всеобщей апостасии».