В четверг Светлой седмицы читается отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников – Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы не знаем о всех этих встречах и о всех беседах, но одна запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова: «Истинно, истинно говорю тебе: никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие».
«Эти слова Спасителя, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — относятся не только к таинству Крещения. Мы слышим о том, что именно Святой Дух является источником и причиной вечной жизни. Все живое на земле нуждается в источнике энергии, – нуждается наше тело, и наша душа. Если источником энергии для тела является пища, то источником энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога, но человеческие страсти делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Своей силой человек спастись не может – только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда – никакого Божественного царства, никакой жизни души. Мы знаем, что без крещения нет спасения, «ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное». Вот почему так важны для нас таинства Церкви. Благодаря им мы очищаем свою душу, избавляемся от грехов, которые довлеют над нами с первой минуты нашего рождения. Человек, который решается переступить порог храма, не просто заходит в очередное здание, каких сотни вокруг, он попадает в другое измерение. Там, за оградой храма, трехмерное пространство, там измерение человеческое, а здесь измерение Божье. Что нам может дать измерение человеческое? Что нам дают новые современные технологии? Они нам дают новые возможности для общения, передвижения, бизнеса, но при этом совершенно бесполезны для нашей души, на неё они не влияют. Возможно, кто-то со мной не согласится, ведь тот же интернет дает человеку возможность овладеть огромным количеством информации. Но с информацией происходит так же, как и с водой из ручья, – её можно пить с ладошки, а можно черпать ведром. Быстрее напьешься, – быстрее утолишь жажду, а что потом? Будет ли польза от этого? Если не перейти в другое измерение, божественное измерение, то мало пользы от всей этой информации. Утолить информационную жажду, конечно же, очень хорошо, но из какого источника? Чист ли этот источник? Получая лживую информацию, человек тем самым поддерживает лжеца, он ему служит. А кто отец лжи? Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец– диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи». Человек, живущий в другом, божественном измерении, очищая свою душу благодатью Святого Духа, спасает свою бессмертную душу. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать не сможет. Церковь Божья дает возможность человеку, переступившему порог храма, действием благодати Святого Духа очиститься и возродиться для новой духовной жизни. Принимая Крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи, он умирает для греха – умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Только участвуя в жизни Церкви, живя со Христом, человек получает ощущение вечности и той духовной радости, которая в эти светлые пасхальные дни переполняет наши сердца. Пусть же эта радость никогда нас не покидает и не омрачается всем тем земным, временным, всем тем допотопным и первобытным, что мешает обычному человеку переступить порог храма и в полной мере насладиться бесконечностью Божьего измерения».