Поздравляя с праздником, Его Высокопреосвященство призвал задуматься о том, почему день блаженной кончины Богородицы стал одним из самых почитаемых праздников в нашей Церкви.
«Сегодня мы отмечаем великий двунадесятых праздник, – сказал владыка.
Почему так получается, что дни смерти становятся днями почитания и прославления? Кто из нас не сталкивался в своей жизни со смертью, кто не стоял у гроба близкого человека? И у каждого из нас в такие дни на глазах были слезы, а в сердце печаль. А ведь мы, православные, как никто другой знаем, что наша земная жизнь конечна. Никто лучше нас не знает, что любые земные сокровища и богатства вмиг разобьются о камень смерти. Что следует не о земном печься, а о вечном. Но не только мы знаем, что каждому человеку положен свой предел. Это знают все на земле, только не все готовятся к окончанию отведенного им срока. Человеку свойственно все откладывать на завтра, на потом. Все это связано с самообманом, человеку кажется, что он всё понимает и отдаёт отчет в каждом своем поступке. Знает о последствиях каждого своего действия. Когда же поймет, что это не так, то становится уже слишком поздно, – уже ничего не вернуть и не изменить. Вот и сегодня, сотни людей проезжают мимо храма в своих повседневных заботах, в погоне за призрачным счастьем. Им кажется, что они еще молоды, что еще все впереди, что сейчас нужно больше думать о материальном, а душа подождет. А кто с уверенностью может сказать, что он готов к Царствию Небесному? Что его душа уже готова предстать перед Богом и дать ответ? А ведь своего прощального часа не знает никто, кроме Отца Небесного. Сегодня, как и во все дни, наша Матерь-Церковь призывает человека задуматься над своей жизнью, и отказаться от обыденного понимания смерти. Перед этим финалом жизни обычный человек испытывает не просто страх, он испытывает животный страх. Вот почему современное общество, общество потребления и материального благополучия, предпочитает делать вид, что смерти не существует. Оно так поступает, потому что не может связать навязываемые идеалы безграничного потребления и плотских наслаждений с самим фактом смерти. На шкале её ложных ценностей попросту не находится места для этого. Другое дело верующий человек. Для нас даже кончина Богородицы является успением, то есть сном. Отсюда и слово «усопший» в нашем церковном обиходе. Отмечаемое нами сегодня событие должно не только напоминать о нашем успении, но и побуждать к подготовке к жизни вечной. Не привязываться к земному, а думать о душе, о её спасении. А добиться этого можно только, если наше тело будет подчиняться нашему духу. Когда человек живет духовной жизнью, он всегда стремится к Богу, и тогда вся его природа, – и душа и тело – все начинает подчиняться духу. Наше тело, конечно же, нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо – лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. А для этого нужно жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу. В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий – это бессмертие нашей души, наша духовность и уверенность в том, что впереди нас ждет жизнь вечная».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал духовной радости, которая неразрывно связана с любовью и заботой о каждом из нас Царицы Небесной.
«Господь посылает Свою Матерь для укрепления и поддержки каждого из нас. Вспоминая сегодня Её преславное Успение, будем всегда помнить о том, что это величайший церковный праздник. Что в прославлении события смерти Пресвятой Богородицы – великая вера всех предшествовавших поколений и нас с вами в то, что смерть не означает конец жизни, что за смертью нас ждет воскресение».