Таинство Елеосвящения, или Соборования, по недавно сложившейся практике нашей Церкви, стало происходить Великим постом и практически во всех храмах оно носит массовый характер. В чем смысл этого Таинства?
Священник Даниил Ранне: О Таинстве Соборования, или как мы называем его Елеосвящения, мы узнаем из свидетельств апостола Иакова. Но в начале уместно рассказать, как возникла история употребления масла в помазании над больными людьми. Еще древний историк Филон указывает на то, что в античных странах, а также в странах Сирии, Вавилона, Индии и даже Скифии употреблялось масло в лечебных целях. Им мазались от различных болезней, от кожных заболеваний, при головных болях, и также мы видим, что не только античный мир, но и мир Ветхого Завета употреблял масло.
Пророк Исаия указывает на то, что масло использовалось среди иудеев, и Сам Спаситель говорит об этом в Евангельском повествовании. Вспомним притчу о самарянине. Там указывается, что когда разбойники изранили человека, «оставив его едва живым», то самарянин, пожалев этого человека и подойдя к нему, возлил на него масло. И возлияние этого масла как раз является главным свидетельством о том, что масло использовали в Ветхом Завете.
Дальше в Евангелии мы встречаем, рассказ о том, как Христос посылает Своих учеников на проповедь, и те, проповедуя, также помазывают людей маслом, исцеляя их от различных болезней. Но самое главное для нас, как мы уже говорили, — это третье упоминание в Новом Завете в Послании апостола Иакова о том, как в древней Церкви уже в первом веке использовали масло. Апостол Иаков пишет об этом так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).
Апостол Иаков указывает нам на то, как приглашали священника домой, когда человек был болен и не мог прийти в церковь. Поэтому церковь приходила к нему в дом и священники (пресвитеры, как говорит нам Новый Завет) совершали над ним молитву и мазали его маслом. Мы видим из этого указание на индивидуальность чинопоследования над тяжелобольным христианином.