Ту или иную историческую эпоху можно охарактеризовать слоганами или лозунгами, которые к ним прирастают. Эпоху французских революций словами «Liberté, égalité, fraternité, пролетарского переворота 1917-го года словами «Мир – народам», «Хлеб – голодным», «Земля – крестьянам». У современных революций свои лозунги, потому что новые времена – новые песни. И во времена Иисуса были свои революционные настроения и свои лозунги. Иудеи ждали мессию, могучего и бесстрашного революционера, который покончит с ненавистными римлянами и установит идеальное царство мира и справедливости. Многие смельчаки бросали вызов непобедимой военной машине Рима и умирали от мечей легионеров или на крестах, чтобы приблизить это время. Но стал ли Христос тем революционером, о котором все так мечтали? Нет, конечно. Более того, Его проповедь о любви к врагам была прямо противоположна тому героическому образу кровавой битвы во имя Божие, которым грезили иудеи. Вот почему Ангел Господень возвестил великую радость, которая касается не избранного еврейского народа, а всего человечества. Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя. Они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя, радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение.
«И эта радость, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — не только дает новые силы, но и значительно их умножает всем тем, кто сподобился особенного Божьего благословения. В первую очередь это, конечно же, касается святых угодников Божьих. Достаточно вспомнить преподобных, которым приходилось одним жить в лесу среди диких животных в холоде и голоде. Но они радовались. Причем радовались не потому, что смогли преодолеть свои страхи, свои немощи, а потому, что в сердце была радость о родившемся Христе. Они радовались, потому что чувствовали присутствие Божье в своей жизни. Мы сегодня не находимся среди бескрайних пустынь, среди холода и голода, не живем в пещерах, по нашим улицам не ходят дикие животные, готовые нас разорвать, нам не приходится преодолевать многие трудности, у нас нет серьезных бытовых проблем, но ведь и радости в наших сердцах тоже нет. Нет радости Рождества Христова, а вместо этого в сердцах какая-то скорбь. Мы переживаем за свое будущее, в то время, когда мы знаем, что будущее у всех нас одно – Царствие Небесное. Господь пришел в этот мир, чтобы сообщить нам эту великую радость. Что наша жизнь, начавшись однажды, уже никогда не закончится. Мы будем жить вечно. В мир приходит Спаситель для всего человечества. Слово стало плотью, полнота Божества открылась через самую материю. Всеобъемлющая, космическая встреча, в которой потенциально нашли свое исполнение и человеческая история, и весь космос. Бог сделался человеком, Он обитал среди нас, Его можно было видеть, воспринимать чувствами, к Нему можно было прикоснуться. Он совершал исцеления. Слова, которые мы теперь читаем и повторяем, были произнесены Им и давали жизнь людям, – новую жизнь, жизнь вечную. Рождество Христово дает нам возможность находиться в присутствии Божьем. Как во времена Христа, мы стоим лицом к лицу с Богом, Который пожелал стать человеком. Эта встреча происходит все время, но сознание наше столь затуманено, что мы проходим мимо ее значения, ее безмерных возможностей, её великой радости. Господь рождается, возрадуемся же и мы этому величайшему событию в истории человечества. Поднимемся над суетой, которая нас окружает, возвысимся до небес, чтобы наша обыденная на первый взгляд жизнь стала по-настоящему великой, чтобы наши голоса составили ангельский хор, поющий сегодня радостно «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
По словам Запорожского митрополита, социальные перевороты возникали и возникают повсеместно, как возникают и новые лозунги, и новые призывы к социальной справедливости, в том числе и с упоминанием имени Христа.
«Только к Христу все это не имеет никакого отношения. Это трудно принять и еще труднее понять. Но все дело в том слова Христа не о том, что должно измениться вокруг нас, в обществе, в государстве, в жизненных обстоятельствах, а о том, что должно измениться в нас самих. В нас должен произойти глубочайший переворот, благодаря которому мы сможем увидеть Бога, других людей, самого себя. Увидеть свои грехи, исповедать их перед Христом, принять прощение и искать благодатной помощи, чтобы глубоко перемениться, ибо этот переворот гораздо важнее всех политических переворотов, потому что имеет для нас вечные последствия».