Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство призвал верующих различать веру в чудеса и веру в Бога.
«Мы знаем, что и Христос, и апостолы и многие угодники Божьи, совершали чудеса. Но для чего они это делали?
Вспомните, что даже дьявол, искушая Христа в пустыне, предлагал Ему совершить чудо – остаться невредимым, сбросившись с крыши храма, и этим привлечь к себе последователей. Некоторые книжники и фарисеи также просили Его, чтобы Он знамениями и чудесами доказал им, что Он Христос. Иисус Христос ищет в Своих учениках свободную, непринужденную веру. Не вера в Христа рождается из чудес, а, напротив, Свои чудеса Христос совершает, когда видит веру обращающихся к Нему людей. Мы тоже ждем от святого Николая чудес, и они происходят по его молитвам. Одним он дает улучшение материального положения, другим помогает в каком-нибудь безнадежном деле, третьих выручает во время опасных путешествий, четвертым возвращает украденный автомобиль и так далее. Этих чудес так много, что люди уже начинают верить в них, а не в Господа. А ведь святой Николай ждет от нас веры в Христа, а не в чудеса. Чудеса нам нужны для подтверждения того, что всё в руках Божьих, для того, чтобы наша душа наполнялась ощущением присутствия Божьего. Чудеса выполняют лишь вспомогательную функцию. И тем больше их, чем больше наша вера в Христа. Неслучайно, что Сам Иисус Христос не совершал чудеса там, где сталкивался с неверием людей».
По словам владыки, мы любим святителя Николая, почитаем его как великого святого, но воздаем славу и поклонение только единому Господу Богу – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Святому Духу.
«Это счастье, что у нас есть такие святые, которые могут молиться вместе с нами. Мы ощущаем их молитву, их помощь и заступничество. Святитель Николай, выступивший против ереси арианства, является для нас еще и великим примером разрешения жизненных ситуаций – выбора поступков, оценка которых связана с православной совестью. Все мы знаем, что почти всегда в поиске вариантов обнаруживается реальная и лукавая двойственность. С одной стороны – истинность веры и духа, а с другой – человекоугодие, а зачастую – бесоугодие. Выстраиваются в ряд благие пожелания, выгоды, перспективы, сомнения… Как же нам поступать? Как поступил бы святой, живи он среди нас, в ситуации, когда силы зла пытаются разорвать нашу Матерь-Церковь? Зная его любовь к истине и любовь ко Христу, можно не сомневаться в его выборе. Он всегда поступал по православной совести и того же ждет от нас. Но что значит православная совесть?
Совесть – это со-весть, со-причастие с вестью. Для нас, православных, – со-Евангелием, а значит – со-Христом. Евангелие сообщает, как Господь Иисус Христос прощает явную грешницу, однако без компромиссов и без толерантности изгоняет бичом торгующих в Храме. Также и святитель Николай – с любовью помогает мусульманину в его личной беде, но проявляет твердость и силу в защите православной веры. У нас неизменно должно быть милосердие, но также обязателен бич веры и духа. Православная любовь объемлет всё и всех, но она отнюдь не бесхребетна. Она через молитвы и дела святителя Николая, а также всех святых учит ненавидеть грех, а не грешника, быть терпимым к иноверцу, а не к иноверию, не путать политику и богословие, не сочленять ложь с Истиной. Это напрямую касается всех уровней бытия нашей Церкви и каждого из нас. Сию заповедь дал нам святитель Николай, и в нынешнее антихристианское время она значима, как и всегда».