Обратившись затем к верующим, Его Высокопреосвященство призвал любить святителя и других угодников Божьих за возможность научиться у них прожить достойную жизнь.
«Святитель Николай, как и другие угодники Божии показывают нам путь ко спасению.
Их жизнь, их преданность Христу – вот главные слагаемые земного счастья. Глядя на них, понимаешь, что вот так и проявляется слава Божия. Можно только изумляться и удивляться тому, что может совершить Бог над человеком, насколько может измениться его жизнь. На примере святителя Николая мы учимся тому, как не стоит привязываться к сокровищам мира земного. Несмотря на то, что он был человеком состоятельным, богатство не стало для него страстью. Он не привязался к нему, как это происходит чаще всего с человеком. Главное его сокровище – это вера в Бога. Только этим сокровищем он дорожил и только его он старался сохранить. И через это проявилась слава Божия. Ведь Господь проявляет Свою славу в том числе и через внешний, материальный мир, а не только внутренний, мир души. Действуя Своей благодатью в душе святителя, Господь соединил его с Собой, приобщил к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой среди остальных людей. В этом состоит главное отличие жизни Николая Чудотворца и всех угодников Божиих. Они получили от Бога дары, которыми щедро делились. В том числе дары исцеления и чудотворения».
По словам владыки, мы любим и почитаем святителя Николая не за чудеса, а за редкие по нынешним временам качества, за его милосердие и доброту.
«Величайшее благо для всего человечества, что у нас есть такие примеры.
Это счастье и большая радость, что наши святые могут сегодня молиться вместе с нами. Мы ощущаем их молитву, их помощь и заступничество. Святитель Николай, выступивший против ереси арианства, является для нас еще и великим примером разрешения жизненных ситуаций – выбора поступков, оценка которых связана с православной совестью. Все мы знаем, что почти всегда в поиске вариантов обнаруживается реальная и лукавая двойственность. С одной стороны – истинность веры и духа, а с другой – элементарный расчёт и выгода. Для современного верующего человека всё это выстраиваются в один ряд. Как же тут поступить? А так, как поступил бы любой святой, живи он среди нас, в ситуации, когда силы зла пытаются разорвать нашу Матерь-Церковь. Зная их любовь к истине и любовь ко Христу, можно не сомневаться в выборе. Они всегда поступали по православной совести и того же ждут от нас. Всегда нужно жить так, как учит Евангелие. А Евангелие учит быть милосердными, но в то же время быть твердым в отстаивании правды Божьей. Господь наш Иисус Христос прощает явную грешницу, однако без компромиссов и без толерантности изгоняет бичом торгующих в Храме. Также и святитель Николай – с любовью помогает мусульманину в его личной беде, но проявляет твердость и силу в защите православной веры. У нас неизменно должно быть милосердие, но также обязателен бич веры и духа. Православная любовь объемлет всё и всех, но она отнюдь не бесхребетна. Она через молитвы и дела святителя Николая, а также всех святых учит ненавидеть грех, а не грешника, быть терпимым к иноверцу, а не к иноверию, не путать политику и богословие, не сочленять ложь с Истиной. Это напрямую касается всех уровней бытия нашей Церкви и каждого из нас. Сию заповедь дал нам святитель Николай, и в нынешнее антихристианское время она ценна и значима как никогда».