Сегодняшний день, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, в очередной раз показывает нам, насколько несовершенен еще человеческий разум в постижении тайн бытия.
«Какие бы научные революции не происходили, каких бы высот не достиг человеческий гений в познании материального мира, нам ни на йоту не приблизиться к познанию мира духовного. Существует неслыханное число попыток объяснить с научной точки зрения многие библейские события. И каждая из этих попыток таки ли иначе связана с уровнем научной мысли в тот или иной век. И эти попытки будут делаться снова и снова, потому что Бог непознаваем до конца. Но так уж устроен человек, что ему всегда хочется все объяснить и все разложить по полочкам. Как только не называли исследователи чудо, совершенное Иисусом, когда был воскрешен праведный Лазарь. Но никто из них так и не смог растолковать все это с научной точки зрения. Наука пока в этом бессильна. А мы знаем, что когда человек бессилен что-либо объяснить, он называет это сказкой, метафизикой или просто мистикой. Но это вовсе не сказка и не мистика. Все дело в том, что Бог бесконечен, а человек пытается Его ограничить привычными для него рамками. Современная наука не принимает в расчет веру, без которой невозможно представить ни одно библейское событие. Ни одна наука не учитывает тот факт, что Христос может воскресить Лазаря, потому что Он одновременно – и внутри склепа, заваленного камнем, – и вовне. Христос воскрешающий взывает к Своему Образу в Лазаре, в том человеке, который своим путем и своей волей может только умереть. Но он может и воскреснуть, потому что на волю воззвавшего к нему извне Христа откликнется Его образ, находящийся внутри Лазаря. В нашей повседневной жизни мы это забываем, как забываем и то, что Господь как внутри, так и вовне нас. Наше эгоистичное Я заслоняет Его от нас. Нам кажется, что без Него лучше и проще. Мы закрываемся от Христа в своем ничтожном мирке, превратив жизнь в могильный склеп. А образ Божий, который есть в каждом из нас, заключаем в «тюремную камеру», из которой мир Божий кажется уже совсем иным.Но у нас всегда есть шанс. И Церковь дает нам такой шанс, призывает нас взглянуть на нашу жизнь по-новому. Увидеть во всем происходящем надежду на вечное пребывание пред лицом Божьим, предстояние пред Ним, которое будет всегда. У нас не будет уже ни вчера, ни завтра, а будет только сегодня.
Смысл сегодняшней евангельской истории заключается не только в том, чтобы в очередной раз продемонстрировать силу Божью, показать, что Он всемогущ, что для Него не существует границ, Он – победитель смерти. Смысл её в том, что каждый человек хочет, чтобы его Господь воскресил, и если уж не от физической смерти, то от духовной, – обязательно. Воскрешение Лазаря из Вифании – не есть лишь демонстрация силы Божией. Это есть свидетельство Его любви по отношению к людям, к любому из нас. Мы верим и ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века, потому что живем по своим законам, а не по законам современного бушующего мира, обуреваемого греховными страстями. Такой мир не может жить в согласии с волей Божьей. Либеральные законы этого мира внушают людям, создают иллюзию, что честный труд в поте лица своего – это не для них, они выше Библейского правила, что честная и ясная жизнь отныне не нужна и является скорее пережитком, рудиментом. Сознание, обуреваемое гордыней, ведет таких людей по пути ложных целей и делает многих глубоко несчастными. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение прав и свобод всех граждан, но на практике это означает лишь стремление ложь уравнять с правдой, грех с добродетелью, уродство с красотой. Современный либеральный мир выступает против законов Божьих, против религии, потому что религия дает четкое понимание истины и лжи, добра и зла. Наша православная вера закрепляет нормы добра и зла в сознании людей, формирует религиозно-нравственное сознание, без которого построить нравственное общество просто невозможно. Христос призывает нас жить в любви и мире, никого не осуждать и не роптать. Многих трагедий в нашей жизни можно было бы избежать, если бы человек жил с Богом, соблюдал заповеди Божьи, готовил себя к жизни вечной. А может ли вообще человек понять, что такое вечность, так этому определение, где она начинается. Для нас, верующих людей, земная жизнь – это лишь прелюдия, короткое вступление к настоящей жизни, к вечной жизни. Бог смотрит, судит и оценивает мир с точки зрения вечности. И мы должны смотреть и поступать так же.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Бог дает человеку великий дар, –дар жизни. Но человек часто не знает, как им распорядиться? Стремиться ли ему к Богу и утверждаться в вере в Него или довольствоваться сиюминутным удовольствием земным?
Сегодняшний день как раз и дается нам для того, чтобы уже не было никаких сомнений. Чтобы каждый верующий мог признаться себе и сказать: «Да, Господи, я чаю воскресения мертвых и готов сделать все, чтобы наследовать жизнь вечную».