Сердечно поздравив всех со знаменательным событием – завершением учебного года, Его Высокопреосвященство пожелал новых радостных и незабываемых моментов, связанных с летними каникулами.
«Для детворы лето, конечно же, это долгожданная пора «ничегонеделания». Ну а для педагогов и наставников, помимо отдыха, это еще и время поиска новых форм общения и воспитания. Что же сделать такого интересного для детей, чтобы они возрастали не только физически и интеллектуально, но и духовно. Как показывает наша сегодняшняя жизнь, в основе многих проблем, с которыми сталкиваются наши дети, отсутствие в их жизни достойных примеров для подражания. Современный подросток не видит вокруг себя ничего героического и воспитательного, а главное – достойного. Мы с вами воспитывались в советской школе, где с «героическим» всё было в порядке. Я ни в коем случае не хвалю ту школу, но из неё не выбрасывали воспитание, как сейчас. В младших классах нас воспитывали на примерах пионеров-героев. В старших – Павка Корчагин, Сергей Тюленин, Александр Матросов и другие. А на кого сегодня хотят быть похожи ровесники Павки Корчагина? Кто-то скажет, что сейчас другое время и другие герои. Но кто они современные герои? Какая польза молодому человеку, который только вступает в самостоятельную жизнь, от того, что он считает своим героем ту или иную популярную личность? Сегодня она популярна, потому что её повсюду показывают, а что завтра? Нашим детям, которые посещают воскресные школы, несказанно повезло. У них есть на кого равняться. Они и не только свой ум питают богословскими знаниями, но и духовно преображаются. Они наполняют свою душу благодатью Христовой. В отличие от своих сверстников, которые посещают только светскую школу, у них есть важные понятия о вере, о Боге, о человеке и окружающем мире. Вот о чём им нужно постоянно напоминать. Ведь слово Божье, богословие, которое вы преподаете, это не отвлеченные рассуждения, это надежный фундамент их будущей жизни».
Особенно важно для педагога, как подчеркнул владыка, не потерять авторитет в глазах детей.
«Дети вас любят, они с вами общаются. Они делятся с вами своими сокровенными мыслями и чувствами. Это доверие дорогого стоит. Как показывает опыт, влияние учителя на ученика, его успешная педагогическая деятельность полностью зависит от авторитета педагога. Сегодня авторитет является главным средством воспитательного воздействия. И чем выше этот авторитет, тем справедливее кажутся требования, замечания, тем весомее каждое слово учителя. Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит чуждый им человек. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому».
В заключение беседы Его Высокопреосвященство пожелал сохранять искренние и доверительные отношения с детьми, душевных, телесных сил и благодатной помощи Христовой.
«Авторитет педагога – это сложный феномен, который качественно характеризует систему взаимоотношений учитель – ученик. Пытаясь быть на одной волне с подростком, делайте только то, что для вас естественно. Будьте всегда честны и откровенны. Все мы теряем уважение к человеку, если узнаём, что он лжец. А дети даже острее взрослых чувствуют неискренность и наигранность. Поэтому, если вы раздражены и устали настолько, что не в силах даже обнять ребёнка, лучше объясните ему всё честно. Молитвенно желаю вам и вашим дорогим воспитанникам крепости душевных и телесных сил, благодатной помощи от Христа Спасителя в ваших ответственных трудах во славу Божью. Пусть горение ваших сердец и огонь искренней любви ко Господу помогут вам преумножать дарованные вам таланты и делиться ими с нашими детьми».