Пред тем, как помазать участников богослужения освященным елеем, Его Высокопреосвященство обратился со словом проповеди, призвав дорожить каждым мгновением жизни ради встречи с Господом.
«Вот уже более двух тысяч лет текущий период времени принято называть нашей эрой, –сказал владыка. — Это говорит о том, что человечество согласилось с тем, что с рождением Христа у нас началась новая эра, – эра добродетели и милосердия. Вот уже более двадцати веков человек старается не только быть наследником этой эры, но и её продолжателем. Но не все у него выходит. Как не вышло сразу и у первых учеников Христа, которые, испугавшись гнева иудеев, спрятались. В них еще не было той силы, которой обладал Христос, поэтому Он и пришел к ним. Христос дунул и сказал: «Примите Духа Святого». Если у нас не всегда получается проповедовать слово истины, то только из-за того, что нет в нас еще должных духовных сил, нет в нас Духа Святого. Адам и Ева были изгнаны из рая вкусив запретный плод. Им очень хотелось стать как боги, быть равными Богу. И современному человеку тоже очень хочется быть равным Богу. Ему хочется не исполнять законы, а самому быть и законодателем, и вершителем одновременно, то есть по-прежнему зависеть не от воли Божьей, а от собственной воли, искаженной грехом. Совершив свой проступок, поверив материальному, душевному больше, чем духовному, Адам тем самым подчинил и свою собственную природу, и природу всех тех, кто будет рожден после него, вещественным началам мира. Мы стали зависимы от мира. Наша жизнь была неразрывно связана с миром и раньше, но через грехопадение она стала от него зависеть. Эту зависимость мы стали ощущать и чувствовать. Видимая материя является нашим хозяином в гораздо большей степени, чем Бог. Как только мы испытываем голод, не можем выспаться, или не в состоянии исполнить какие-то привычные для нас душевные и телесные радости, все существо наше начинает раздражаться, кипеть, и очень сложно бывает в таком состоянии исполнить простые заповеди Божьи. Тело бунтует, и нам очень хочется его слушать. Оно взывает к нам, становится настоящим нашим тираном, и только волевым усилием и благодатной помощью мы можем не то что преодолеть, но хотя бы не споткнуться и не соскользнуть в это служение плоти. Хотя бывает очень трудно это сделать. И тут вновь на помощь к нам приходит Господь, Он дает нам возможность противостоять бунту плоти и становиться духовными, вдыхает в нас подобно апостолам благодать. Господь укрепляет всех, кто готов пойти проповедовать слово истины, Он дает силу, которой Сам наделен. Но не столько физическую, сколько духовную. А теперь, готовы ли мы свидетельствовать об истине? Апостолы были готовы нести истину в мир и пострадать за неё. А что же современный человек? Но какую истину он готов проповедовать и что такое истина? В чем она состоит? А состоит она в том, чему учит нас Христос. А учит Он нас не возноситься, не унижать, не оскорблять, быть терпеливыми и миролюбивыми. Учит любить и ценить каждого человека, как носителя образа Божьего. Господь учит нас любви. Но не только по отношению к Нему. Невозможно любить Бога и не любить ближнего. Кто же мешает нам быть похожими на Христа и следовать за Ним? Возможно, кто-то скажет, что дьявол. Да, как и в Райском саду, сатана искушает человека, но выбор все равно остается за ним. Пока человек будет верить материальному, видимому больше, чем собственной духовной природе, ему ничего в этом мире не светит. Мы созданы не по образу и подобию твари животной, а по образу и подобию Божьему. Мы – духовные по своей природе, и все в нас должно управляться Духом Святым и быть посвящено Богу. Мы сами посвятили свою жизнь веществу, и это – грех. Мы уронили собственное достоинство. Кроме того, Адам захотел получить обожение сам, то есть стать богом без Бога. Сатана ему предлагает: «Если вкусите, то будете как боги». Адам хотел стать таким же, как его Всемогущий Творец, – хотел чести и достоинства Бога. Но получить все это он хотел не из рук Самого Творца, как дар, а хитростью, обходным путем. Христос, как пишет апостол Павел, не хищением стремился быть равным Богу, не хитростью, не воровством хотел достичь равенства Богу, а, наоборот, смирил Себя до образа раба, до крестной смерти, и Бог Его возвеличил».
По окончании Всенощное бдения митрополит Лука поздравил духовенство и мирян с воскресным днем – малой Пасхой и пожелал искренней веры и радости воскресения наших душ.