В эмоционально-оценочном аспекте слово «блаженной во многих современных славянских языках, в том числе в русском, украинском, польском, чешском и других, является синонимом словам «глупый», «юродивый», «дурковатый». Отсюда и расхожая поговорка «Любят на Руси юродивых», которая чаще звучит, как на Руси любят дураков. Но Церковь молится не «дуракам», то есть «юродивым», а святым и их подвигу. Как говорится блаженный блаженному рознь.
Блаженная Ксения Петербургская, память которой сегодня совершает наша Церковь, по словам Его Высокопреосвященства, как раз и есть та святая, которая предала Господу свою душу и сподобилась от Него венца вечной славы.
«Блаженный» буквально означает «в высшей степени счастливый». Это особый лик святых, которые наслаждаются видением Бога и общением с Ним. Святая Ксения заслужила это счастье своим жизненным подвигом, который состоял в том, чтобы вымолить у Бога прощение прегрешениям внезапно умершего мужа. Это трагическое событие кардинально изменило жизнь молодой 26-летней женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее супруг скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Блаженная Ксения постоянно молилась и с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Она молилась за тех же жестокосердных мальчишек, которые её преследовали, бросая в неё камни и комья грязи. Сегодня мы видим, как современное общество уподобляется этим безумствующим мальчишкам. Хотя оно своими злобными выходками давно уже превзошло этих юных петербургских «клошар». И что в такой ситуации остается делать нам? Нам же остается молиться, как это делала Ксения Петербургская. Наше общество сейчас переживает стадию безумия и одержимости, что отчасти является результатом равнодушия его граждан, а значит и нас с вами. Эта стадия равно или поздно закончится. Но в наших силах сделать так, чтобы это произошло как можно скорее. Мы пришли и приходим к блаженной Ксении, чтобы попросить счастья для себя, для своих родственников, для своих детей, здоровья, крепости. А кто просит о вразумлении тех, кто нас сегодня гонит, кто свою душу бросает в геенну огненную, выдумывая безумные законы и санкционируя безумные акции?
Пышный Петербург, который утопал в роскоши балов и пиров, называл Ксению «юродивой и сумасшедшей», а она при этом добровольно выбрала путь обличения мира в отсутствии христианских добродетелей, скрывая при этом и свои способности, и свои добродетели. Любое общество во все времена жаждет лишь одного– плотских утех и наслаждений. Если мы хотим отличаться от него, мы должны молиться за тех, кто живет по принципу «ешь, пей, веселись», как молилась за них святая Ксения. Её жизненный подвиг имеет яркую социальную направленность. Посредством мнимого безумия она обличала мир в его грехах, пыталась его наставить на путь исправления. Я сейчас не призываю к повторению подвига блаженной Ксении, а к тому, чтобы занимая активную жизненную и гражданскую позиции, помешать этому миру сползать в пропасть безумия. И начать нужно с того, чтобы задуматься над своей жизнью, над тем, что мы можем дать Господу, чем можем пожертвовать ради Него и людей. И когда это произойдет, нам будет уже не важно, что о нас думает это общество. Нам будет важно лишь одно: поступаем ли мы по заповедям Божьим или против них?»
Поздравив прихожан и отца настоятеля с престольным праздником, владыка пожелал никогда не забывать того,чего больше всего хотела и к чему стремилась блаженная Ксения.
«Матушка Ксения больше всего заботилась о спасении своей души. И все, кто к ней прибегал, все получали спасение. Начните спасать себя, и тогда за вами пойдут многие. Взирая на образ Ксении, просите решения не только своих собственных проблем, но и попросите терпения переносить все скорби, которые происходят в нашей жизни. Чтобы мы могли с радостью переносить все то, что происходит вокруг нас. Нас считают больными, ненормальными, юродивыми и блаженными. Да, мы не такие как они, и, слава Богу! Мы не умеем жить легко, потому что чувствуем глубоко, потому что видим далеко. Это наш дар, и это наше наказанье. Мы не ищем ценностей этого мира, этого праха, а ищем Царствие Небесное. Это очень трудно, но Господь нас никогда не оставит на этом пути. Будем же всегда стараться больше искать Божьего в этой жизни, а не человеческого».