В сегодняшний день, который Церковь называет Преблагословенной и Великой Субботой, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – важно задуматься, в чем же состоит превосходная степень благости сего дня? Мы часто применяем эпитет «великий». Великий Пост, Великая Четыредесятница, Великая Пятница, Великая Седмица. Но Великая Суббота сия больше самой Великой Седмицы. В Великую Седмицу совершились великие и преестественные чудеса нашего Спасителя, но в Великую Субботу происходит сошествие Христа в ад, происходит исполнение обетования Отца Небесного. Ведь когда Бог изгонял Адама и Еву из Рая, Он говорил, что будет Мессия, придет Спаситель, – и вот Он пришел. До Христа все праведники, в том числе и Иоанн Предтеча, – все они находились в аду. Врата рая даже для них были закрыты. К праведникам является Иоанн Предтеча и говорит им, что видел Мессию. Даже там, в преисподней, он благовествует о том, что исполнилось обетование Божье. Каждому из нас знакомо сладостное чувство предвкушения какой-нибудь очень желанной и очень важной встречи для нас. И вот она наконец-то наступает, эта долгожданная встреча. Христос сходит в ад и продолжает Свою проповедь. Но не только праведники слышат её. Праведники не нуждаются в ней, слова Христа слышат те, кто потом последует за Ним. Среди них было немало и язычников, которые не знали закона Моисея, но жили праведно. Но были и те, кто не захотел идти за Христом, потому что не поверили Ему. Произошло как во времена Ноя, когда только восемь человек поверили и последовали за ним на ковчег. И за Христом последовали только те, кто чаял райских Царских обителей, кто чаял пребывать с Богом. Оставшиеся, хотя и испытывали муки адские, предпочли их жизни рядом с Богом. Их души не могли вместить той Божественной благодати, которая исходит от Христа. Они не смогли вместить ту любовь, источником которой является Господь. Даже в этом проявляется милость Божья, который не хочет никого насиловать. Это пример свободы выбора, которой наделил всех нас Бог. Как мы видим у любой свободы выбора есть две стороны: или человек идет за Богом, или остается в аду. Причем ад человек выбирает не метафорический, а вполне реальный, и делает это добровольно. Даже самые большие грешники, покаявшись, заслуживают от Бога прощение. Ад опустел, поёт Церковь, но не для грешников. Пустота – это характеристика пораженной грехом души. Но это не вакуум, как таковой, в физическом смысле, это именно духовная пустота, как место, где нет Бога».
По словам владыки, ничто так не ограничивает свободы человека, как грех.
«Уныние, осуждение, ропот. Все это тоже ограничивает нашу свободу, потому что сковывают наши души. Господь вывел из ада праведников, и ад возопил: «Ты вывел из ада всех, кого я поглотил». Точно так же вопит ад наших сердец, когда туда сходит Христос. Ведь дьявол не хочет, чтобы мы очистили свои сердца от наших грехов, от наших страстей. Господь сегодня входит в сердце каждого из нас и помогает вырвать из плена ада и плена грехов нас. Ад – это место, где не проливается ни один луч света, где человек осознает свою богооставленность. Место, где чувство стыда за свои грехи мучительно жжет, потому что грехи не прощены – человек покинут Богом. Но ещё раньше человек сам покидает Бога. Оскверняет и хулит Его своими поступками. А там, где скверна, злоба, ненависть, жестокость, кровопролитие – там не может быть Бога. Господь призывает нас, Он дарит нам земную жизнь. Жизнь – это Божий дар, это свидетельство любви Господа. И только от нас и наших поступков зависит, будем ли мы достойны Великой любви. И для чего воскреснут наши души: для вечного блаженства или для мук адских? Святая Великая Суббота – еще одно напоминание о том, что белые одежды Воскресения уготованы всем нам. Господь выведет нас из ада собственных грехов и мы услышим долгожданные радостно-торжественные песнопения Ангелов, встречающих нас в Царских райских обителях».