«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём».
Сегодняшним воскресным богослужением святая Церковь, как сказал Его Высокопреосвященство, вновь призывает нас задуматься над тем, что даёт нам Господь наш Иисус Христос.
«Ибо Он есть мир наш, – говорит о Христе апостол Павел. Понятие «мир» многомерно и многогранно. Оно включает в себя как то, что нас окружает: мир материальный – видимый и невидимый, так и то, что внутри нас – мир духовный, состоящий из добрых и злых сил. Если в сокрытые тайны мира материального, но невидимого для наших глаз, человек может все-таки заглянуть с помощью микроскопов и телескопов, то мир духовный по-прежнему хранит несметное количество тайн. И у человека, как и сто, как и тысячу лет назад, имеется один единственный инструмент, который поможет ему заглянуть в тайны мира духовного – это его сердце. И от того, каким он обладает сердцем, зависит мир как вокруг него, так и внутри. Если сердце завалено грехами и страстями, то такое сердце способно увидеть только мир бесов и злых духов. А если человек борется с грехами, стараясь, чтобы его сердце было наполнено Божественной благодатью, то и мир его будет ангельски- чистым и прекрасным».
По словам владыки Луки, «если в душе человека нет мира, то его нет и в мире окружающем».
«Существует такое выражение «мир – это отсутствие войны». Но есть и другое высказывание «принуждение к миру через нагнетание военной активности». Эту фразу любят многие политики, особенно сегодня. При этом они даже не допускают мысли, что эта фраза абсолютно бессмысленна, потому что не отражает самой сути мира. Если в сердце нет мира, то его нет и в мире окружающем. В каком состоянии сердца человека, в таком состоянии будет и сам человек. Если он хочет увидеть мир ангельский и стяжает для этого мир в душе, он никогда не будет хотеть ни войны, ни принуждения к миру военными приготовлениями. Но мир душевный невозможно построить вне Церкви. Вот потому дьявол и восстает на Церковь, восстает на верных Её чад. Мир церковный, мир ангельский дает нам спасения нашей души. А бушующий страстями мир ведет её к гибели. И вот приходит Христос и побеждает смерть. Он разрушил стену, которая существует между Небом и землёй. Отныне её не существует. Небо – это наша духовная жизнь, а земля – это наше земное существование. Христос умирает на кресте, спускается во ад, выводит оттуда души праведников и Своим воскресением показывает, что смерти как таковой нет, что это временное явление. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь «Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Поздравив своих духовных чад с воскресным днём, архипастырь пожелал готовить свои души к жизни вечной.
«Период нашего пребывания на земле – это время, когда мы должны стремиться к миру, который даёт нам Господь. И делать только то, что ведёт к умиротворению. Душа современного человека под воздействием этого бушующего мира страдает и мучится. Она не может вечно пребывать в состоянии войны. Греховный мир живёт под лозунгом человек человеку волк. И этим он сам себя характеризует. То есть для человеческих отношений в таком мире важны не любовь и доброта, а вражда, ненависть, эгоизм. Господь же призывает нас к миру. Он разрушил стену греха ради нас. Любой нормальный человек понимает, что мир – это благо и добро, а война – это зло, горе и страдания. Если кто-то призывает к насилию и войне, то сразу становится ясно – на чьей он стороне. Будем же с благоразумием относиться ко всякого рода призывам и искать ответы на многие вопросы, исходя из слов апостола Павла, звучащие на сегодняшнем богослужении: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём».
За богослужением возносились сугубые молитвы о прекращении эпидемии, о врачах и выздоровлении больных.