Краткая информация: Епископ Ириней (в миру Мирко Булович, родился 11 февраля 1947).
В мае 1989 года решением Священного Архиерейского Собора был избран епископом Моравичским, патриаршим викарием. Хиротония состоялась 20 мая 1990 года.
13 декабря 1990 года был назначен на Бачскую кафедру и настолован в Новом Саду 24 декабря того же года.
Является автором множества научных и популярных работ. Десять лет нес послушание редактора журнала «Православный миссионер» — популярного издания Священного Архиерейского Синода. Ныне является редактором и издает «Беседы», богословского журнала Бачской епархии.
Член переводческой комиссии Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви; Всеправославной комиссии по диалогу с Римо-католической Церковью; Всеправославной комиссии по диалогу с лютеранами; Комиссии Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви по диалогу с Римо-католической Комиссией епископских конференций Хорватии, Сербии и Черногории.
Состоял членом комиссии по организации и осуществлению религиозного образования при правительстве Республики Сербской; Содружества библейских богословов Греции; Содружества литераторов Сербии; Комитета движения за единство и сотрудничество духовно родственных восточнохристианских народов; Совета религиозных лидеров Европы «Религия за мир».
С 26 мая 2011 по 23 мая 2014 года временно управлял новообразованной Австрийско-Швейцарской епархией.
В октябре 2015 года в Шамбези в составе делегации Сербской православной церкви принимал участие в работе Пятого Всеправославного предсоборного совещания.
Участвуя в Соборе на Крите категорически выступил против ряда положений некоторых соборных документов.
Владыка Лука:«Как известно, будучи участником Всеправославного Собора, Вы не подписали некоторые его документы. В этой связи хотелось бы услышать Ваше личное мнение, поскольку у нас в Украине по-прежнему не утихают споры между теми, кто не принимает Собор вообще и теми, кто поддерживает идею его проведения и принятые решения».
Владыка Ириней: «Многое из того, что я говорил об этом на сербском, еще не публиковалось. Как известно, мы здесь по соседству с греками. У нас глубокие исторические и всякие связи, многие наши архиереи говорят и понимают по-гречески. Я с детства учился греческому языку и преподавал на богословском факультете Белградского университета Новый Завет и греческий язык. У нас своя, особая среда. Я знаю многих греческих архиереев и со многими дружу, и мне было очень жаль, когда начались разговоры, что сербы нас предали, перешли к русским. Я против таких разговоров, потому что в Церкви нет русских, сербов, или греков. Есть или православные, или не православные, или ты внутри Церкви, или ты против Церкви, – третьего не дано. Если я знаком со многими греками, если друг и имею братские отношения, то это означает только то, что они должны оставаться такими же и с русскими, украинцами, грузинами. Еще апостол Павел говорит, что для Церкви нет ни эллина, ни иудея. Для меня это расчленение, искусственное разделение православия на греческое и славянское, на русское какое-то, не только не нравится, но в корне где-то еретическое. Это еретический подход».
– Кто это делает?
– Разные журналисты. Я не получил никакого приказа, ни пожелания откуда бы то ни было. Я просто имею свою ответственность — как богослов, как человек, который занимался этим всю свою жизнь в силу своих возможностей и способностей и анализирую все, что случилось: все течения, всю подготовку Собора и делаю выводы для своей совести. Это вопрос моей веры, моей совести, а не вопрос сербов, русских или греков, никого. Я участвовал во всех встречах в Женеве, связанных с подготовкой Собора, все тексты изучал вместе с другими. Никогда не был против Собора. Когда начались все эти сплетни, мне было так отвратительно, что я даже выразить не могу. Я тогда сразу поспешил опубликовать по-гречески, не по-сербски, чтобы всем стало ясно, почему я не подписал. Я пришел к выводу честно, по своей совести.
– Для нас очень важен Ваш взгляд на то, что некоторые эмиссары от власти нашей страны встречаются с представителями Константинополя с тем, чтобы они сделали шаги, направленные на сближение с раскольниками.
–Однажды, общаясь с Патриархом Вселенским я сказал: «Если поддержать Денисенко – это будет новый раскол, но на этот раз не между Востоком и Западом, а на Востоке. Это никому не нужно, никому не понять. В этом заинтересованы силы, которые ничего общего с христианством не имеют». Я это сделал честно, прямо в лицо. Сожалею об информации о том, что представителей украинских церковных сепаратистов принимали на Фанаре, с аналогичными разговорами туда приезжали представители власти, некоторые из них вообще не православные. Конечно, в этом они видят государственные интересы. И у нас подобное встречается в Черногории. Церковь пытаются сделать орудием такой политики, чтобы Она служила государственным интересам, а не своей настоящей цели. Я не думаю, что Патриарх Варфоломей пойдет на какие-то уступки.
– Мы в Украине за это сильно переживаем, особенно наша паства. Нам необходимо сейчас людям больше говорить о Христе, тем более, когда в официальных СМИ о нас звучит ложь. Людей интересует позиция Константинополя, на которую постоянно ссылаются раскольники, тем более, что говорят будто бы Патриарх Варфоломей занял на Соборе позицию Папы.
– Это неправда. Он вел себя в рамках своих полномочий и как никто другой во Вселенском Патриархате хотел сделать Собор по всем критериям и меркам. Вопрос единства Православия важнее, чем какие-то планы украинской или какой-нибудь другой временной власти. Все временно, только Церковь вечна. Кто мог подумать, что мы доживем до постсоветского мира? Никто из них и подумать об этом не мог, они думали, что будут еще три-четыре столетия. Бог руководит историей, Дух Святой. В этом смысле все это временно и никогда не знаешь, что случится. Чудеса бывают и при нашей жизни и после нас будут. В этом смысле надо просто выстоять, исповедовать веру. Мы должны оставаться последовательными на своих церковных позициях, только церковные и никакие другие – ни партийные, ни политические. Церковь никогда не была против государства. Они никогда не могут понять этого, потому что по существу дела все они — безбожники, те же самые люди, которые были в советское время.
– У нас сейчас даже стали активно говорить о том, чтобы перейти с кириллицы на латиницу. Поменять оформление языка.
– То же самое происходит и у нас в Черногории. Кириллицу запретили, писать только латиницей. Я все это воспринимаю как следствие самоубийственной позиции власти. Что они получат, если, отрываясь от православных корней, они станут частью западного мира. Что сегодня западный мир? Безбожие, которое хуже советского безбожия, к сожалению. В советское время у власти была идеологизированная безбожная идея, они боролись против религии. А сейчас на Западе любая религия – это чепуха, никого не интересует, только удовольствия. Особенно в тех кругах, которые являются властителями мира, и поэтому мусульманский мир крепче их. Подумайте только, что во Франции в мечетях собирается людей больше, чем христиан в своих храмах.
– У молодежи происходит охлаждение к науке, к жизни. Им сказали, а они в это верят, какое-то полное отсутствие желания анализировать, что-то понять. Как научить человека думать? Что для этого делать?
– У нас та же проблема. Но мы должны отстаивать православие, конечно же, с терпимостью и любовью, с уважением к свободе совести каждого человека. И мы не должны уступать никогда. Нужно следовать преданиям Церкви. Для спасения нужно много трудиться.
Дай Бог нам терпения. Как когда-то говорили в Византийские времена, что любые грозовые облака пройдут. Насколько нам сейчас тяжело и трудно, но облака пройдут. Надо дождаться, мы, может быть, не доживем до этого, кто-то доживет, но окончательное слово будет слово Христа, а не антихриста. Кто-то в это не верит, но это его проблема.
– Сейчас из уст некоторых политиков приходится слышать: «Вы – враг, Вы – пятая колонна, Вы – московский поп». Некоторые из-за этого очень переживают.
– Самое главное понять, что этих людей Церковь интересует только как инструмент, как орудие своих планов. Так во всем мире. Надо с мудростью не отождествлять себя ни с кем из них. Даже с теми, кто говорит, что они православные. Есть такие, это правда, но все равно надо иметь свою позицию, свою свободу. Никто не должен говорить, что кто-то из православных принадлежит к тому или иному политическому направлению или партии. Ни к какому! Мы принадлежим только к одному направлению – Христу!
– Владыка, простите, что отнимаем у Вас столько времени.
– Нет, нет, я очень рад. И скажу кое-что относительно Собора. Я участвовал в подготовке, следил за всеми шагами, иногда пытался помочь в смысле каких-то компромиссных формулировок, общих решений и так далее. Знали братья – архиереи, которые были там сподвижниками и сострадающими со мной в этом деле, что я греческий язык понимаю, и имею доверие какое-то и пытался объяснить славянам. Были дискуссии о том, как давать автокефалию и автономию. В конце концов пришли к решению, что предоставление автокефалии – это вопрос не Местных Православных Церквей и не Константинополя, а вопрос общеправославный и сделали очень хороший вывод, резюме на основе общеправославного опыта многих веков. И окончательная формулировка была следующая, что предоставление автокефалии не может происходить без воли одной из Поместных Церквей, никто не может сказать, что хочет быть автокефальным. Если есть благословение, что Мать-Церковь, та или другая Поместная Церковь скажет, что из-за духовных соображений, не государственных, не политических, не идеологических или каких-нибудь еще, что мы согласны, тогда те или иные епархии станут новой автокефальной Церковью. Это не окончательное решение, это предложение к всеправославному сознанию. Это сообщается всем автокефальным Церквам. И если все согласны, что это полезно, в смысле роста всего Богочеловеческого организма Церкви, то начинается всеправославное рассмотрение этого вопроса. Если кратко, то – первое условие: согласие Матери-Церкви, следующий шаг – всеправославное согласие и третий шаг, окончательный – провозглашение. Что касается провозглашения, тут есть разные идеи. Вначале Константинополь говорил, что достаточно только согласия Вселенского Патриарха, издать томас, провозглашение и так далее. Да, так было раньше, в прежние времена. Но сейчас по-другому. Есть новые автокефальные Церкви, более поздние, исключаются древние Патриархаты. Пока что это нерешенный вопрос, который требует обсуждения. Вообще на Соборе необходимо обсуждать какие-то важные проблемы, не теоретические, а касающиеся единства Церкви. Вселенские соборы прошлого не были регулярными институтами, учреждениями Церкви. Все вопросы раскола, национализма, мракобесия необходимо решать на соборном уровне. Важен принцип консенсуса, единогласия. А сам факт, что нынешний Собор прошел без участия некоторых Церквей является серьезной проблемой. Они говорят, что из-за своих стратегических соображений они не приняли участие, и это правильно, значит, у них были на то принципиальные соображения.
– Большой болью для нас остается война на юго-востоке нашей страны. Мой дом разрушен, мы жили неподалеку от аэропорта. Мои бывшие прихожане погибали под бомбежками, а другие не разговаривают, обвиняя меня в предательстве, потому что я остался на территории Украины.
– Да, это ужасно, когда идет гражданская война, когда воюют братья. Нам пришлось пережить это на рубеже нынешнего века. Это выгодно, поэтому устроено и подогревается, антиправославными силами, они хотят одного – расчленить и ограбить страну, а из Православной Церкви сделать послушную политическую организацию, типа сепаратистского объединения во главе с Денисенко. Это люди без морали.
–Владыка, с Вами настолько интересно общаться.
– Спаси Господи! Я тоже хочу попросить Вас. Если у Вас есть какие-нибудь материалы о Гаврииле Костельнике? Он много сделал на Львовском соборе, бросил униатство, стал священником Православной Церкви. Я был на его могиле, мы молились о его душе, когда владыка Августин был еще. Я сам считаю, что он достоин канонизации. Мне владыка Августин тоже сказал, что нужно все исследовать, какие были вмешательства со стороны КГБ. Иногда были параллельные интересы – они не хотели, чтобы были униаты, и мы не хотели этого. Но это не значит, что он был их прислужником. Моя идея, что нужно сделать канонизацию одновременно – и на Украине, и в Сербии. И там он подвизался, и здесь он подвизался. Живая связь сохранится, если будет канонизация сразу там и здесь.
– Сердечно Вас благодарю, Владыко, за столь содержательную и интересную беседу, надеюсь и буду просить Бога и Вашего благословения о встрече вновь. Просим Ваших молитв за нашу Церковь во главе с Её Предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.
– Мы сербы, как никто разделяем вашу боль, поэтому молясь о нашем многострадальном народе, всегда молимся и о братском украинском. Во главе вашей Церкви находится очень мудрый иерарх, пример для подражания в верности Матери-Церкви и Её канонам. Дай Бог ему крепости и здравия.
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе Христос!
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви