Обратившись затем со словами нравственного наставления, Его Высокопреосвященство напомнил своим духовным чадам о значении субботнего дня для православного человека.
«Воскресный день Православная Церковь призывает чтить по заповеди о субботе, как дне покоя. Изменилось наше восприятие этого дня, потому что у нас появилось воскресенье. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоем», – гласит четвертая заповедь Моисея. Но что это значит на самом деле? У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий. В итоге суббота фактически стала днем ничегонеделания. Появился даже лимит на расстояние, которое человек может пройти в субботу – переступив порог своего дома, человек может сделать не более 2000 шагов. Нельзя разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считается великим грехом и очень строго карается. Смысл же православного дня покоя не в запретах и ограничениях, а в напоминании человеку о Боге. Но стараемся ли мы на самом деле посвятить этот день Богу? Что значит он для нас? Если евреи раз в неделю откладывают в сторону свои обычные житейские заботы и посвящают все свое время Богу, то неужели для нас этот день считается особенным лишь потому, что воскресное богослужение более торжественное по сравнению с будничными службами? После великого события Воскресения суббота не может быть «царицей праздников», как у евреев. «Царицей праздников» для нас стал воскресный день. Христос освятил для нас этот день. Неудивительно, что сегодня во время богослужения мы вновь вспоминаем события, связанные с Его Воскресением. Этот день нам нужен для того, чтобы мы могли постоянно помнить о Христе и о Его Светлом Воскресении. А мы зачастую в этот день решаем дилемму: идти или не идти в храм? Но стояла ли такая дилемма перед Христом, когда Ему нужно было спасти человеческую жизнь в субботний день? Фарисеи часто возмущались из-за того, что человеческая жизнь и человеческая душа для Него были важнее буквы закона. Но при этом Он не был разрушителем закона. «Не нарушать пришел Я, но исполнять», – говорит Господь. Его учение не уничтожило прежнего закона, а возвысило и восполнило его. День покоя заставляет нас думать не столько о своем теле, сколько о своей душе. Кто из нас не старается навести прядок в своем доме? Кто не любит, чтобы все было чисто и аккуратно? Каждому человеку приятно видеть свой дом чистым и ухоженным, причем не только по великими праздникам. Вот так и наша душа. А когда думать о душе, если все дни заполнены суетой и решением насущных проблем? Для нас воскресенье имеет новое, духовно углубленное значение. Не для отчетности и самоуспокоения мы пришли сегодня в храм, а для того, чтобы победить фарисейское лицемерие, возвышающее букву над сутью. Для нас этот день связан не с освобождением от бытовых занятий, а с возможностью обрести душевный покой. Мы спешим в храм Божий, чтобы вновь насладиться встречей с Господом, насладиться тем покоем, что дает нам общение с Ним. «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве», – учит нас апостол Павел».
В заключение своих слов Запорожский митрополит пожелал каждому спешить на встречу с Господом, стараться достойно подготовиться к ней, в том числе и благодаря дню покоя, который апостол Павел называет «прообразом, тенью будущего, преддверием той истинной и полной духовной жизни, которая открыта человеку во Христе».
«Стремитесь всей своей жизнью демонстрировать этому миру совершенно новое духовное содержание нашей веры, которое состоит в исповедании Христа, а также в творении добра и в готовности противостоять любому проявлению злой воли».