Сегодня Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
Для нашего правильного понимания этого праздника, как сказал Его Высокопреосвященство, Святая Церковь предлагает нам поразмыслить над словами, изложенными в Послании к Колоссянам.
«Во время богослужения звучат слова апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». На первый взгляд может показаться, что между двумя этими фактам – фактом обрезания и философией, то есть «любомудрием» – нет никакой связи. Но это только на первый взгляд. Если ветхозаветное обрезание является хирургическим вмешательством в анатомию человека, в его тело, то философия пытается вмешаться в анатомию души. Конечно же, апостол Павел не против философии как таковой. Он против подмены Божественных установлений человеческими. Философия порождена человеческим умом и генерирует исключительно человеческие мысли и понятия. Господь, Творец закона, принимает обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, которым уже много сот лет и они неизменны, потому что имеют не человеческую природу. А что происходит с философией? Она изменяется в зависимости от человеческих знаний, представлений и самое главное – запросов. Сегодня одна философия – завтра другая. Стоит только посмотреть на философию современного человека! Ничто для него не имеет смысла в этом мире кроме одного – сиюминутных удовольствий. Если перефразировать одно известное изречение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», то с учетом нынешней жизненной философии, оно должно звучать: «Я получаю удовольствие, следовательно, я существую». Нынешняя философия является философией без Бога, а общество, в котором мы живем обществом без Бога. Неудивительно, что такое общество философы современности называют «обществом потребления». Философия такого общества добилось своего главного результата – произошло обрезание души человека. Оно настолько уменьшилось, что в нем с трудом находится место для доброты, жалости, сочувствия, любви. Для такого общества уже не человек важен, с его душевными запросами, а его желудок. И вот в такое время, как говорит апостол Павел, появляются те, кто начинает обольщать нас своей философией, появляются лжеучителя, которые убеждают всех, что только им открыта истина, что только они являются носителями подлинных знаний о жизни. Отныне они будут решать, что следует человеку делать, чего не следует. А добиться своей цели не очень трудно. Ведь человек-то разучился самостоятельно думать и принимать решения, разучился отличать черное от белого, правду от лжи. Он давно уже поставил себя в центр своей жизненной философии, и будет слушать только тех, кто гарантирует ему его личный комфорт. Ему нет никакого дела ни до ближнего, и уж, тем более, до Бога».
По словам владыки, от окончательного краха современное общество может спасти только вера в Бога.
«Наша вера – это не просто согласие человека принять какие-то доктрины, это осознанное решение и выбор верить и сохранять верность учению Церкви. Господь приходит в мир, дает нам пример исполнения и верности законам Церкви. А правители этого бушующего мира хотят заставить нас не подчиняться этим законам, лишить нас счастья Богообщения, отлучить нас от Царствия Небесного. Не увлекайтесь человеческими учениями, ибо они ведут в муку вечную, а следуйте за Христом, чтобы стать наследниками Царствия Небесного. Мы видим, что происходит сейчас в мире. Отсутствие веры порождает в людях уныние и отчаяние. Мы убеждаемся в том, что душа этих людей, которая, как учат нас святые отцы, будучи по природе своей христианкой, тоскует и страдает, потому что тянется ко Христу, а они этого попросту не понимают. Наша душа неосознанно ищет веры. Несомненно, человеческая природа изначально устремлена ко Творцу, стремится к реализации заложенных Создателем свойств: любви, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Бог говорит с нами языком обстоятельств, мы отвечаем Ему языком поступков. Каждый день мы находимся в состоянии выбора между божественным и богопротивным. И помощник в этом выборе – данная нам Богом совесть. Мы изначально, в большинстве случаев, знаем правильное решение: милосердное, честное, направленное к добру. Проявить благую волю или заглушить голос совести – наш ежедневный экзамен, и Господь взращивает нас в меру нашей решимости следовать Его воле. Да, душа каждого человека по природе христианка, только не каждый реализует природу своей души, живя временными, тленными ценностями».
В заключение своей проповеди Запорожский митрополит пожелал жить по совести, стараясь полностью реализовать тот душевный потенциал, который заложен в нас Богом.
«Поставьте перед собой самую высокую нравственную планку и стремитесь к ней. Ставьте перед собой сверхзадачи. Подобно тому, как Бог не посылает нам испытаний, которые мы не смогли бы преодолеть, так же Он не ставит перед нами задач, которые мы бы не смогли решить. Делайте все с молитвой и любовью к Богу, и все у вас и у нас получится, потому что с нами Бог, и есть, и будет во веки веков».