Читаемый во время сегодняшнего богослужения фрагмент Деяний святых апостолов, как сказал Его Высокопреосвященство, напоминает нам о тех временах, когда человека за его исповедание Христа перед людьми, могли подвергнуть не только пыткам, но и смерти.
«Местный правитель решает публично опозорить апостола Павла перед тем, как ему будет вынесен приговор римским судом. Он хочет его высмеять, будучи уверенным, что перед ним очередной городской сумасшедший. Римская знать была весьма образованной. Её трудно было чем-нибудь удивить. Рассказ о Христе, по их мнению, являлся выдумкой, способной позабавить слушателей. Ради этого собралось немало народа. Были среди них и те, кто требовал смерти апостола. И вот перед этими людьми звучит проповедь о Христе. Ни правитель, ни обвинители не верят в Спасителя. Не могут даже представить, что Бог ходил по земле как простой человек, и к тому же был казнён. В их языческом, римском представлении бог может быть только на небесах, или на Олимпе. Богу можно только поклоняться. Настоящий бог может быть только богом-громовержцем, богом-разрушителем, или богом-повелителем. А здесь им говорят, что Бог есть любовь. Может ли языческий мир принять такое понимание Бога? Ни тогда, ни сейчас, он не способен понять этой простой истины. Стоит ли удивляться тому, что сегодня мы слышим слова о том, что нам приходится проповедовать «какого-то Иисуса?» Нас упрекают в том, что мы верим в Бога, Который говорит, что нужно любить врагов. Который приходит на помощь обездоленным людям, защищает грешников. Нужна ли этому миру наша вера? Может ли она ему нравится? Ведь язычникам не нужен такой Бог. Они поклоняются только одному божеству – идолу славы и богатства. Им трудно поверить в то, что человек может любить ближнего даже больше, чем себя. Оттого и звучат всё громче и громче призывы перестать грех называть грехом. Мол, жизнь человека и без того коротка, чтобы тратить её на борьбу с грехом. Вот почему этот мир поддерживал и продолжает поддерживать то, что ему дорого и близко. Что ему больше всего нравится. А ему нравится, чтобы человек жил своими страстями, потакая низменным вкусам и похотливым желаниям. Мы знаем, что там, где Христос, там всегда чистота. Там же, где Его нет – всегда скверна и смрад. Если мир отвергает Христа, он погружается в скверну, в грех. А грех – это всё, что удаляет человека от Бога и ввергает в муку вечную. Вот почему сегодня мало считать себя христианином, мало иметь Бога в душе, нужно исповедовать Христа всей своей жизнью. Нельзя всю жизнь оставаться «тайным христианином». Ведь рано или поздно, всё тайное становится явным. Хотим мы этого или нет, но Бог поставить человека в такую ситуацию, когда ему придётся открыто признать себя Его учеником или предать. Но тоже открыто. Апостола Павла нисколько не пугало, и, уж тем более, не смущало, что его аудитория – это враждебные ему люди. Для него было важно другое – чтобы не прекращалась проповедь о Христе. Он как будто говорил и продолжает говорить этому погибающему миру: «Я знаю Господа Иисуса Христа. А ты?»