Христос, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, идет на казнь ради человека, который привык убивать, грабить, насиловать, завидовать, ненавидеть и жаждать лишь одного – удовлетворение своей гордыни.
«Ради Своего любимого творения, история которого пока лишь бесконечная череда злодеяний, Господь принимает мучительную и позорную смерть. Кто-то, возможно, скажет, что все это лишено всякого смысла. Но так подумает и скажет только тот, кто привык жить сегодняшним днем, будущее для него сокрыто. Лишь Бог знает, а христианин верит, что не в этом предназначение человека. Очень скоро череда злодеяний прекратится, и человек наконец-то победит свою эгоистическую инстинктивную сущность. Господь пострадал ради того, чтобы человек нравственно совершенствовался, возвышался духовно, чтобы человек пребывал в любви. «Бог есть любовь, – говорит апостол Павел, – и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем». Раскрывая перед нами полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия, святая Церковь мысленно переносит нас в то время и как бы подводит к самому подножию креста Господня. Мы становимся участниками тех далеких событий, зрителями всех мучений Христа. Но что мы делаем? Кричим, улюлюкаем и радуемся или сопереживаем и сострадаем. Ведь если сегодня на любовь Христа в нашей повседневной жизни мы отвечаем злобой и ненавистью, то кто может поручиться, что тогда мы бы вели себя как-то по-другому. Двенадцать Евангелий начинаются с того момента, как Господь поучает Своих учеников о необходимости любить друг друга. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Господь говорит нам постоянно о любви, Он просит нас, своих учеников, бодрствовать, но слышим ли мы Его? Он знает о тех страшных муках, которые придется перенести и просит Отца Своего Небесного, чтобы чаша сия минула Его. Не это ли является подтверждением человеческой природы Спасителя. Он знает о Своем Воскресении, но терпит страдания, которые терпит на кресте любой смертный. Вот почему так важно для нас вспоминать страсти Христовы. Но наше спасение, наше бессмертие, наше возрождение станут возможными только через любовь. Сегодня мы пришли в храм, чтобы проследовать за Христом. Мы стоим у Его ног, лобзаем их, предчувствуя и переживая с Ним Его муки. Так пусть же свечи, которые мы возьмём с собой домой в напоминание о спасительных страстях Господа нашего Иисуса Христа, послужат назиданием в нашей борьбе с грехом, для нашего открытого и достойного исповедания нашей веры, чтобы мы могли услышать слова Спасителя: «Я истинно говорю тебе, твоей молитве. Ныне же ты получишь большее, чем просишь, – ныне же ты будешь со Мною в раю».