Сорок мучеников Севастийских – это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель – Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
По словам Его Высокопреосвященства, нас сегодня не загоняют в «Севастийское» озеро и не заставляют отречься от Христа и, тем не менее, насколько завуалировано подводят к тому, чтобы человек сам сказал Христу «нет».
«Мы знаем, что Церковь – это тело Христа. Для нас Он является главой нашей Церкви, а мы Его члены. Следовательно, возникает вопрос: а есть ли сегодня гонения на Христа и попытки заставить отречься от Него? Из Священного Писания нам известно, что придут лжепророки и будут говорить, что там Христос и там Христос. Не так ли происходит все это на наших глазах? Создаются всевозможные религиозные химеры, которые называют себя Церковью Христовой. Но все это не более как фантом, фата-моргана. Это бездушное образование, лишенное благодати Божьей, в которое враг рода человеческого пытается загнать человека. А для чего? Конечно же для того, чтобы он не мог спастись, чтобы его душа обрела не вечный покой, а муку вечную. Куда попадет человек, который отрицает Господа? Это все очевидно. И пусть там будут вестись разговоры о Христе, Его там не будет.
Сегодня мы прославляем память мучеников Севастийских. Вспоминаем событие, которому уже много веков, но ценность его для нас, живущих в 21 столетии, не умаляется. Все началось с того, как начальник римского войска, чтобы угодить своему императору, решил заставить своих подчиненных, которые исповедовали христианство, отречься от Христа, но они отказались. И тогда их раздели догола и погнали в озеро. Стояла промозглая мартовская ночь, озеро было подернуто льдом, дул холодный ветер. Для соблазна на берегу была построена баня. Святые мученики стояли в воде до самой полуночи, мужественно перенося мучения. Только один из них не вытерпел и побежал в баню, но на пороге её упал мертвым. Тогда свет небесный воссиял над озером и на головы тридцати девяти страдальцев опустились сияющие венцы. Увидев это, один из стражей сбросил одежды и побежал к озеру со словами: «Я тоже христианин!» Никто из них не замерз, но утром их подвергли страшным мучениям и истязаниям, а затем сожгли и кости бросили в реку. Вот как охраняли святые мученики свою веру. Никто и ничто не могло помешать им следовать за Христом. А что ныне происходит у нас, слабых христиан? Множество верующих отрекаются от Христа, отрекаются от Его Церкви, убоявшись страха, где и вовсе нет никакого страха. А ведь еще Христос сказал страшные слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». Эти несчастные, малодушные люди должны приносить беспрестанное и глубочайшее покаяние до самого гроба. Эти люди не понимают одной простой истины. У них может быть все. Они могут быть приласканы официальной властью, могут иметь хорошие бытовые условия, комфорт, но у них не будет главного – не будет благодати Божьей. Севастийские святые выбрали временные страдания, но заслужили вечную славу и радость. А что выбирает современный человек? Он не соглашается отказаться от временных радостей и обрекает свою душу на вечные страдания и муки. Не так ли поступил один из сорока, когда ради тепла решил отказаться от стояния в холодной воде Севастийского озера? И как он был наказан? В вечности его ждет торжество? Конечно же, нет, его ждут одни вечные страдания. Он испугался одного только мига, которыми были те испытания по сравнению с вечностью. Многие земные испытания для человека становятся как тот укол, который хоть и причиняет боль, но способен спасти от серьезной болезни. Мы сейчас испытываем такие уколы, пусть болезненные и язвительные, но и спасительные. Для нас, нынешних верующих людей, исповедующих Христа, пример мучеников Севастийских как никогда полезен и необходим».
В заключение своих слов владыка пожелал помнить пример святых Севастийских и не бояться ничего.
«Помните, что Господь нас никогда не оставит. И все то, что происходит в нашей жизни, все это временное. Никто не знает, когда нас призовет Господь, но зато каждый из нас должен знать, какой ответ мы Ему дадим. И что именно от этого ответа будет зависть наша будущая жизнь. От нас с вами, от наших сегодняшних поступков зависит, что нас ждет впереди: муки вечные или блаженная вечность праведников».