Во время своей проповеди Его Высокопреосвященство призвал свою паству заново открывать для себя жизнь новомучеников, извлекая из неё столь необходимые спасительные уроки.
«Сегодня мы должны совершенно по-особенному взглянуть на подвиг новомучеников, который учит нас твердому и непреклонному следованию за Христом, учит нас строгой вере. Так уж повелось, что зачастую подвиг первых христиан мы знаем лучше, чем подвиг своих современников. Причин для этого может быть несколько, но самая распространенная – все это было совсем недавно, и все это настолько страшно, что об этом не хочется даже думать. Но ведь обстоятельства их жизни во многом напоминают нашу нынешнюю, а значит, могут быть полезны нам. Но можем ли мы осознать всю тяжесть, которую испытывали новомученики? Можем ли мы хотя бы приблизиться к пониманию того, что с ними произошло? Да, это трудно и смотреть на это страшно. Страшно думать о том, что институты государственной власти, которые призваны защищать своих граждан, в любую минуты могут быть обращены против них. Но можем ли мы об этом не думать, имеем ли право закрывать глаза на то, что произошло и происходит с нашей страной и нашей Церковью? Ни мирянин, ни тем более священнослужитель, такого права не имеют».
Затем Владыка напомнил всем собравшимся назидание, которое Христос дает Своим ученикам перед началом служения.
«Господь посылает апостолов как овец среди волков, предостерегая, чтобы они были мудры, как змеи и просты, как голуби. Господь предупреждает, что судьба их будет непростой. Он всякий раз, обращаясь к ученикам, предельно открыт перед ними. Как только были избраны двенадцать ближайший учеников, Он сразу сообщает им, что служение их будет очень трудным и закончится смертью. И это естественно, потому что как относились ко Мне, говорит Христос, так же будут относиться и к вам. Апостолы же надеялись, что впереди их ждут материальный достаток и высокое социальное положение. Господь же предупреждает, что их ждет ненависть людей. А почему? Мы же никому не желаем зла. А все очень просто, ненависть возникает к тем, кто проповедует о любви. Если посмотреть на историю нашей Церкви, то гонения начались из-за проповеди любви как со стороны государства, так и со стороны общества, и даже со стороны семьи. Происходят они и сейчас, и снова по всем этим трем позициям. Ни государству мы не нужны с нашей проповедью любви, ни обществу с нашей проповедью мира, ни тем семьям, члены которой смотрят на человека, который ходит в церковь, как на не совсем нормального. Приговаривая, мол, все ли у тебя в порядке с головой? Не помешался ли ты? И человек порой оказывается в ситуации, когда он должен сделать выбор: повиноваться ли ему Христу или повиноваться родным и близким? Это страшный выбор, но он не страшнее того выбора, который делали новомученики. Им приходилось выбирать между позорной жизнью и достойной смертью. Вот почему так важно изучать их жизнь и учиться у них твердости, мужеству и человеческому достоинству».