Веру можно подразделить на умозрительную и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей. Эти веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении.
Как учит апостол Иаков, «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Человек оправдывается делами, а не верою только, ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Современная жизнь, как сказал в своём архипастырском обращении Его Высокопреосвященство, требует от верующего православного человека подтверждения веры не только словами, но и делами.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное». Сегодня Господь проверяет не наши слова, а наши дела. Готовы ли мы засвидетельствовать Господу своей жизнью, своими делами, что подчиняемся Его воли? Подчиняемся ли мы Его воли и за все ли Его благодарим? Готовы ли идти за Господом до конца, или ради сохранения материальных, земных благ, готовы отказаться от своего человеческого достоинства? Достоинство, как учит наш Предстоятель, – это понятие, которое в первую очередь касается нашего места в вечности, нашей перспективы. Сегодня Матерь-Церковь обращается к каждому из нас: готовы ли мы продать свое достоинство ради «чечевичной похлебки», отказаться от жизни вечной ради сомнительных земных благ? Достоинство для верующего человека – это стремление всегда быть свидетелем любви, которую заповедовал нам Христос. Христос пришел в мир не ради изменения политического строя. Нигде в Евангелие мы не встретим Его призывов к свержению иноземного владычества, к восстанию против господства Римской империи. Но Он призывал к борьбе с владычеством греха в человеческой душе, к преобразованию человеческого существа. Невозможно даже представить нашего с вами нравственного совершенства, как и нашего с вами спасения без помощи Божьей. Мы знаем, что Бог всё может, а человек слаб и немощен. Но в то же самое время Бог, Который нас создал без нас, не может спасти нас без нас. Ему нужен человек, наше согласие и наше на то желание. И начинать спасение нужно с покаяния, с очищения нашего сердца, чтобы оно наполнялось Богом. А если сердце не наполняется Богом, оно становится рассадником греховных мыслей и поступков. Господь показал нам путь избавления от грехов, путь очищения. Но Он не только поставил диагноз, как опытный врач, но и назначил лечение. Бог становится человеком, чтобы исправить нас, дает возможность на Его примере научиться тому, как нужно жить и поступать. Для того чтобы спастись, человеку нужна вера во Христа как в Богочеловека. Без этого спасение невозможно, невозможно прийти к Богу. Но даже если мы имеем правильную веру и правильное отношение к ней, этого мало и, как говорит Господь, не всякий войдет в Царство Небесное. Своим пришествием Господь дал нам возможность вкусить радость Богообщения. Он дал нам перспективу, в которой благодатью Божией обожествляется наша человеческая природа. Но без свободного решения человека сделать это невозможно. Мы знаем, что Адам был существом идеально настроенным и поселен в идеальные условия, наделенным при этом правом выбора. И его свободный дух выбрал не волю Богу, а свою собственную, то есть волю дьявола. Он отказался от Бога и послушания Ему, и история стала такой, какой мы ее видим теперь. Сегодня нам предстоит сделать свой выбор: жить по воле Божьей, или по своей собственной? Но тогда отвечать за последствия этого выбора, будет уже не Адам, а мы с вами».
В заключение своего слова Владыка поздравил духовенство и мирян со светлым праздником Рождества Христова и пожелал утверждения нашей веры и духовной радости на многие годы.
«Наша вера должна прежде всего проявляться в нашей любви и в исполнении заповедей Божьих. Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все: как человеческое, так и духовное. Но вера наша приходит в совершенство только через исполнение всего указанного Христом. Без наших дел наша вера мертва, равно как и дела наши без веры. Истинная вера показывается нашими практическими шагами, направленными на исполнение закона любви и канонов Матери-Церкви».