«Сегодня все мы, – сказал Его Высокопреосвященство, – вспоминаем не просто историческое событие, не просто день, привносящий в нашу жизнь ощущение чуда, – мы вспоминаем самое настоящее чудо – великое чудо Божье.
Это чудо сродни тому, которое уже не за горами и наступит совсем скоро – Рождество Христово. Как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин, с вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо, – Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя, оставались считанные годы. А пока детской, чистой душе девочки предстоит готовиться, воспитываться и духовно возрастать в понимании Бога и Его слова. Смысл этого праздника велик и непостижим для непосвященного ума. «Подумаешь, – скажет кто-то, – трехлетнюю девочку родители решили привести в храм». Конечно, в самом этом факте, нет ничего чудесного, хотя и тогда, и в наше время, не каждый родитель приводит своих детей в храм Божий. Родители же Девы Марии из благодарности Господу не просто дают обещание, но и исполняют его. Через три года после рождения Иоаким и Анна, собирают родных и знакомых и, распевая священные песни, ведут девочку в Иерусалимский храм. Как свидетельствовали очевидцы, они шли три дня, останавливаясь лишь на короткий отдых. Впереди всех шествовали юные девы, освещая путь свечами, за ними – Иоаким и Анна, державшие Марию за руки. Шествие завершалось родственниками и знакомыми. Когда пришедшие уже стояли у Иерусалимского храма, к ним навстречу вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна, подведя дочь к высокой лестнице, ведущей в храм, поставила ее на первую ступень, а все остальные четырнадцать маленькая девочка преодолела самостоятельно, чем очень удивила всех присутствующих, так как ступени были очень высоки. На самой верхней площадке девочку радушно встретил Захарий по особому внушению свыше ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда согласно церковному закону, мог войти лишь первосвященник с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году. Он указал Марии место ее молитвы, хотя согласно обычаям юные девы, пришедшие на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и лишь единственной Марии со времени Ёе введения, было дозволено архиереем молиться во внутреннем алтаре. С этого момента для нас начинается новая эра, новая жизнь».
Но при этом очень важно, чтобы эта новая жизнь, как заметил Владыка, не сводилась лишь к наполнению ума новыми знаниями и новой информацией.
«Многим из нас известны выражения «храм науки» и «храм культуры». Так называют высшие учебные заведения и театры. Но чему там поклоняются, если храм есть место особого поклонения Богу. Студенты поклоняются науке, то есть знаниям, а актеры – искусству. Но это вовсе не означает, что Церковь против науки и культуры. Церковь против греха, который сегодня умело маскируется под современные знания и передовое слово в искусстве. Помогают ли современные наука и культура человеку возрастать духовно. Учат ли они его любви, радости, миру и долготерпению? Ведет ли жажда новых открытий и новых форм, жажда познания истины к познанию Бога и наполнению Им? Ведь без наполнения нашей души Богом, без духовного роста, невозможна победа над плотью. Без Бога человек будет оставаться лишь игрушкой в руках дьявольских. Неудивительно, что сегодня так мало по-настоящему культурных и образованных людей, но при этом много духовно слабых людей, неуверенных и уязвимых. Положить этому конец может только духовный прогресс, а вовсе не научно-технический».
По словам Запорожского митрополита, желание человека, подстрекаемого своей гордыней, ставить себя в центр мироздания, может привести мир к гибели.
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней – работник» Так утверждал герой Тургенева Евгений Базаров. К сожалению, многие и сегодня разделяют это утверждение.
Но можно ли с ним согласиться? Природа, как и всё, что создано Богом – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Бог создал природу не для того, чтобы человек проводил над ней свои эксперименты, а чтобы любовался и восхищался ею. Человек должен воспевать красоту окружающего мира, потому что она обогащает его душу».
Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство призвал задуматься над тем, что же на самом деле для человека является храмом.
«Слово «храм» прочно вошло в наш лексикон. Если нужно добавить торжественности тому или иному событию или моменту, человек употребляет слово «храм». Поступая так, он даже может не понимать, что этим он извращает подлинный смысл этого слова. Но чаще всего люди, которые тиражируют такие слова в СМИ, очень хорошо это понимают. Враг рода человеческого только этого и добивается. Извращенный смысл дорогих нам слов, лишает нашу душу их благотворного воздействия, а значит, ни о каком духовном прогрессе не может быть и речи. Таким образом, происходит подмена понятий. А ведь подмена понятий и образов есть самый действенный способ влияния на человеческое сознание. Создание новых религиозно-политических структур – один из таких способов. Те же храмы, те же облачения, те же службы, те же слова о мире и любви, а цель конечная совсем другая. Эта цель далека от построения храма в душе человеческой. Слова, может, и звучат о мире, но мира там никогда не будет, потому что там нет Бога. Где нет душевной чистоты, где нет любви, там нет, и не может быть Бога.
Сегодня мы вспоминаем событие, которое должно многому нас научить. Маленькая девочка сама, без посторонней помощи, поднимается по высокой лестнице в храм. Так и мы должны подниматься к храму своей души, подниматься к Богу, преодолевая многие трудности. Да, Деве Марии никто из взрослых не помогал, но Ей помогал Бог. Так и нас один на один со своим трудностями и проблемами Бог не оставляет. Я хочу пожелать всем, кто входит в храм Божий, кто заботится о чистоте своего сердца, всегда стараться быть достойными Церкви. Чтобы мы, водимые Духом Святым, не боялись входить во Святая Святых. А такую возможность у нас есть всегда, мы её получаем в таинстве Евхаристии, когда соединяемся с Самим Господом. Желаю войти в Бога, как Бог входит в нас».