«В этот последний воскресный день перед Рождеством Христовым, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – мы вновь слышим рассказ о том, как Авраам, будучи искушаем верою, приносит в жертву своего единственного сына Исаака.
Можно подумать, что этот рассказ о жестокосердии Божьем и о жестокосердии Авраама. Но так ли это на самом деле? Это рассказ о том, что Авраам в своей жизни полностью положился на волю Божью. Он был уверен, что если Бог дал ему сына, то Он сможет и воскресить его. Нет нужды спрашивать о том, смог ли кто-нибудь из нас поступить так же? А ведь на каждом богослужении священник воззывает нас предать самих себя Богу. Он произносит слова ектеньи: «… сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Но есть ли в нас эта преданность Богу? Есть ли в нас дерзновение полностью отказаться от заботы о самих себе и целиком положиться на Божий промысел о нас? Предать себя Богу – значит полностью положиться на Бога и уповать на Его милость. Это особенно актуально в наше время, когда столько ропота и недовольства среди простых людей, многие из которых называют себя православными. Можно ли сказать, что они преданы Богу? Преданность Богу – одна из многих человеческих добродетелей. А добродетель напрямую связана с чистотой нашего сердца. Нет чистоты, нет покоя в нём – значит, завалено оно грехами. Значит, не позволяет наша совесть решиться на дерзновение считать себя преданным Богу. А раз нет такой готовности с нашей стороны, то и Бога не за что винить. Но только ли вера помогла Аврааму подчиниться воле Божьей? Без усилий собственной воли это было бы не просто трудно, а попросту невозможно сделать. То есть кроме веры необходимо напряжение всех своих душевных сил, необходимо иметь силу воли. Именно воля помогает человеку принять правильное решение и направить все свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Таким образом, преданность Богу – это не только доказательство нашей веры, но и результат единения любомудрия и силы воли».
Как сказал ещё владыка, многих нестроений в жизни можно было бы избежать, откажись человека от исключительного попечения лишь о себе самом любимом.
«Положись он на милость Божью и поступай, не как он хочет, а как хочет Бог, всё вокруг было бы другим. Откажись человек от собственной гордыни и самовозвеличивания и руководствуйся в своей жизни при принятии тех или иных решений не собственными амбициями, а любовью, мы не имели ни войн, ни иных социальных конфликтов. Если заглянуть в суть любого общественного противостояния, будь то в нашей стране, или за её пределами, то станет ясно – причина их в человеческом высокомерии и нежелании уступать. Как говорил Амвросий Оптинский, «у всех нас немощь одна – желание быть всегда правыми». «Желание этой правости и другим досаждает и людей делает виноватыми перед судом Божьим». А святой Исаак Сирин по этому поводу напоминает, что самооправдание законом евангельским не допускается. Но это не единственный наш недостаток. Как часто мы вместо того, чтобы промолчать, столько всего можем наговорить, что потом еще долго бывает стыдно. И всем этим пользуется сатана. Враг рода человеческого подбирается к нам через эти наши слабости и страсти. Подбирается к нашим душам, к нашим сердцам. Мы полностью попадаем в лапы дьявольские и уже не Господь, а дьявол ведёт нас по жизни. Как бы мне хотелось, чтобы каждый из нас предавал свою жизнь в руки Божьи. Чтобы жизнь своих детей и жизнь наших близких мы старались предавать в руки Божьи. Чтобы мы молились и за себя, и за тех, кто нас окружает. Просили Бога вразумления и для себя и для них. Только так мы сможем засвидетельствовать свою веру. Только так мы сможем показать, что мы похожи на Авраама и достойны наследовать жизнь вечную в райских царских обителях».