«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
«Как показывает время, – сказал Его Высокопреосвященство, – не только Никодим приходит от этих слов в смущение.
Если судить по публикациям, то многие наши современники, которые пытаются самостоятельно читать Библию, тоже не могут понять слов Христа, уяснить для себя их спасительный смысл. Они утверждают, что нельзя принять это утверждение за истину, потому что каждый христианин знает, что Бог от Духа родил плоть. Что, появляясь на свет Божий физически, то есть, рождаясь от своих родителей, человек имеет возможность родиться от Духа. Об этом говорит Христос? Он говорит о том, что человек, рождаясь от плотских родителей, наследует первородный грех, из-за которого он и мыслит, и поступает так, как велят ему его страсти. Свои нравственные пороки, свои недоставки исправить можно только рождением духовным, то есть через крещение и веру в Христа. Только в этом случае человек вступает в новую жизнь, в которой всё духовное возвышаться над всем плотским и чувственным. Только тогда человек сможет слышать голос Духа Святого, который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Но так бывает только с теми, кто рождён от Духа. Вот о чём в первую очередь должен думать христианин. Не о жизни своей плоти, а о жизни духовной. Человек, который приходит в этот мир, не знает о нем ровным счетом ничего. И так продолжается пока он не начнет его постигать. Девять месяцев, находясь в утробе своей матери, он ни в чём не нуждался. За всё – за кислород, за питание, за всё, что ему было нужно, – отвечала мать. И вот он вырастает. И в его жизни тут же появляются многие проблемы, социального, экономического и иного свойства, кроме этого он постоянно испытывает чувство голода. По сути, все, что окружает человека, всё, с чем он сталкивается в течение дня – от рассвета до заката, обладает разрушающей силой, приближающей его к смерти. И есть лишь одна сила, животворящая сила Духа, которая рождает бессмертие. Отказавшись от плотский жизни в пользу жизни духовной, человек рождается для жизни вечной. А начинается она с исповедования веры Христовой. Уверовавший в Господа, начинает жить по Его законам, главный из которых – закон любви.
В истории нашей Церкви немало примеров самой глубокой веры и беспредельной любви к Христу, самоотверженности и преданности Ему. Одним из таких примеров для нас является чествуемый сегодня Георгий Победоносец. Будь он нашим современником, общество назвало бы его перспективным молодым человеком. У него было всё, что нужно для земной славы, и деньги и популярность. Причем, он всего добился сам, благодаря своему таланту, своей целеустремленности и настойчивости. Но узнав, что его император начинает гонения на христиан, он раздаёт всё свое имение, отпускает рабов на волю и признается в том, что он – христианин. Над ним смеялись, его называли сумасшедшим, а потом ему пришлось претерпеть муки за Христа. И все это время он просил Господа, чтобы его путь окончился достойно. А на месте казни в святой молитве просил, чтобы Господь простил мучителей и привел их к познанию Истины».
По словам владыки, сегодня каждый христианин должен спросить себя, готов ли он на подвиг?
«Готов ли ради веры в Распятого и Воскресшего Христа, проповедовать о Нём? Терпеть насмешки, терпеть гонения ради утверждения нашей веры? Великомученик Георгий пролил свою кровь. Никто от нас не требует сегодня кровной жертвы. Нам не нужно совершать подвиг, который совершил святой Георгий и другие мученики. Наш подвиг состоит сегодня в противостоянии той клевете и злобе, с которой враг рода человеческого и его верные слуги набросились на нашу Матерь-Церковь. Наш подвиг – исповедовать себя православными и свидетельствовать об это миру. «Если бы вы были от мира, – говорит Христос, – то мир любил бы своё, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир…» Эти слова сказаны Им не только святым апостолам, но всем, кого Он назвал малым стадом. Наш подвиг сегодня состоит в том, чтобы не бояться быть малым стадом. Не бояться осуждения и общественного мнения. Сколько людей – столько и мнений. Люди приходят и уходят, а Истина остаётся. «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», – говорит Христос. Вот этим путём Жизни и Истины мы и должны идти, блага вечные предпочитая преходящим благам мира сего. И помнить, если человек живёт духом, то по духу и поступать должен. А это значит, что в его сердце ничего не должно быть кроме любви, радости, мира, веры, милосердия и долготерпения».