Ну как зачем, скажете вы. А помолиться, свечку поставить, к иконам приложиться. Что тут непонятного? Покрестить, причастить ребенка, отпеть своих ушедших. Посвятить куличи и другую снедь, попросить благословения на всякое доброе дело. В общем, получить у Бога свой кусочек благодати.
А что взамен? Что мы можем предложить? И нужно ли Ему что–то от нас?
Знаете, ведь на самом деле ходить в храм — это большой труд. Нужно отказаться от каких–то важных домашних или личных дел в свой законный выходной день, рано встать в воскресенье, когда так хочется понежиться в постели и никуда не торопиться с утра. Стоять и слушать длинные, новоначально непонятные, молитвы и песнопения. Вычитывать домашние молитвенные правила. Следить за своим достойным внешним видом. Соблюдать постные дни и выполнять послушания. И все это при непрерывной работе над своим душевным состоянием. А тут рядом с тобой такие же трудяги. Их не просто не обидь ни словом, ни делом, ни даже в мыслях. А еще и люби их всех. Вот таких разных, и не всегда тебе симпатичных. И даже тех люби, кто в храм не ходит и над тобой посмеивается. Спаси их всех, Господи!
Задачка со звездочкой
Знаете, не всякий взрослый справится с такой задачкой. А как все происходит у детей? Поскольку сейчас время начала Великого поста, мы решили обобщить наш опыт в сотрудничестве с нашими детками из воскресной школы. Выбрали три вопроса: Поделитесь, что для вас и ваших родителей означает участие в Крестном ходу. Что значит ходить на службу в храм? И как вы от носитесь к церковным праздникам?
Впечатления у наших респондентов совсем свежие. В день Торжества Православия старшие воспитанники воскрески были в Запорожье, шли крестным ходом вместе со взрослыми. Малыши остались дома в силу малых лет и очень были этим огорчены. Старшие же, наравне с интересом посмотреть на само это событие, считают его сильной совместной молитвой за всех людей и за мир. Думаем, что они имели в виду мирную совместную жизнь всех людей. А родители совсем не против, чтобы дети были в курсе событий, набирались ума и жизненного опыта.
Что касается службы в храме, то нужно отметить, что у нас разные дети ходят на Литургию. И совсем новенькие, и «старички», кто уже несколько лет ходит в воскресную школу. А некоторые становятся пономарями. Для них это означает просто помогать батюшке во время службы. Так они и просились к нему в алтарь, когда брали благословение. Родители отправляют детей в храм к причастию и научиться читать (по книжкам в алтаре). На исповеди можно очисться от вредных привычек, считают более опытные юные прихожане.
Тут еще возник дополнительный вопрос. Он касался старших ребят. Как–то нечасто мы стали наблюдать вас на службах. Что мешает? Ведь каждое воскресенье мы празднуем малую Пасху — Воскресение Христа. Вот свой день рожденья или другие семейные праздники вряд ли позволим себе пропустить и не отметить. А тут такое важное событие, самое главное в жизни христианина, и вас в нем почему–то часто нет. Есть над чем задуматься. Конечно, можно все свалить на сложности переходного возраста и постоянную занятость уроками и домашними делами. А кому сейчас легко и просто жить? Стоит, наверное, в себе разобраться и принять уже взрослое решение. Решение, кто отвечает за твою жизнь — ты или обстоятельства жизни? Взрослеть так взрослеть. По–настоящему.
И раз уж речь в третьем вопросе нашего импровизированного интервью зашла о праздниках, то дети сразу вспомнили Пасху и святого Николая. А как же другие? Вот буквально вчера отмечали Сорок мучеников Севастийских. Что вы про них знаете? Говорили ваши родители что–то про этот праздник? Такой почитаемый на Руси.
Сорок воинов римской армии, отдавшие свои жизни за Христа — достойный пример для воспитания. Вы знаете в каком чудесном легионе служили эти воины? Фульмината (в переводе с латыни — Молниеносный), отмеченный молнией. Римляне очень метко умели давать названия своим легионам. За особые заслуги и мужество. Молниеносный — за чудо по молитве его воинов–христиан. А через полтора столетия уже других христиан, легионеров Молниеносного, казнили в ледяных водах Севастийского озера за верность Христу. На Руси по–особенному тепло вспоминали их подвиг и пекли в этот день особый вид постного печенья — «жаворонки». Как символы душ воинов, устремляющихся в небо к Всевышнему. Как устремляется к весеннему солнечному небу маленькая серая птичка, соединяя землю и небо нежной песней.
Вот и созрел повод собраться вместе посреди недели (благо — каникулы), налепить вкусняшек, угостить ими прихожан и родителей. А заодно поговорить «за жизнь», вспомнить сорок воинов и других святых. Поделиться своими мыслями и переживаниями. Исповедание веры и Христа, оно ведь и сейчас продолжается. И не только воинами и подвижниками. А и каждым христианином. Большим и маленьким. Не так уж легко быть не таким как все. Следить за своими словами. Слушаться родителей и других взрослых. Даже просто не забывать носить крестик, перекреститься у входа в храм. Не ответить обидой на обиду. Простить и помириться с задирой–однокласником. Да мало ли сейчас головной боли у детворы? Одни споры про пользу и вред этих гаджетов чего стоят. А внешний вид? И подростковые чудачества, и всех пугающий переходный возраст.
И тут уместна отдельная благодарность родителям наших воспитанников, что они стараются быть нам соработниками. Отпускают детей в храм на службы, тренировки, разные поездки и походы в надежде привить какие–то элементарные моральные и этические навыки. И это при всем при том, что наши сельские ребятишки отнюдь не маются бездельем у себя дома. Они первые помощники своим родителям по хозяйству и в огороде. Привычные к тяжелому сельскому труду. Наверное, поэтому так легко им дается гиревой спорт и мас–рестлинг.
Вот и получается, что ходят наши дети в храм трудиться. Наравне со взрослыми. Учатся и ошибаются. Бросают и снова возвращаются. Однажды прикоснувшись к Источнику Жизни, невозможно забыть его вкус. И задача воскресной школы — просто быть и поддерживать живое движение, чтобы вкус сохранялся свежим. И молиться, чтобы господь вразумил и направил на пути Своя.
Чтобы приходили в храм и понимали — с нами Бог! Есть и будет!