«После Рождества Христова всё другое, – начал Его Высокопреосвященство.
Небо другое, оно святое. Земля другая, звезды – другие. И они святые, новые, рождественские. И человек – тоже другой, святой человек. Только не каждый ещё это понял и осознал в полной мере. Многие радуются и празднуют это событие в кругу семьи, по-светски. Но немало и тех, кто спешит в храм, чтобы поклониться Богомладенцу и принести Ему свои дары. Так поступает тот, кто уже понял и сознал, что значит Христос для него, для его семьи и его детей. Кто понимает, что значит ходить во тьме. Он радуется Рождеству Христову, потому что отныне не нужно блуждать в потёмках. Сумрак, которым были наполнены наши души, развеялся. Он уходит прочь, как уходят злоба, ненависть, зависть, эгоизм, а на их место приходят любовь, мир, сострадание, благость. После грехопадения наших прародителей наш дух был порабощен телом. Но тут приходит Христос и выстраивает разрушенную иерархию – дух, душа, тело. И при этом меняет нас кардинально, меняет нашу душу. Приходит в мир во плоти, в нашей плоти. Бог, вытесненный грехом из мира, из тела, из души человеческой, через Своё воплощение возвращается в мир, в тело и душу. Этим Он засвидетельствовал, что отныне Он – в нас, нераздельно соединён с нами и что это вполне естественно. Господь нисходит к немощной и недостойной нашей плоти, пораженной многими болезнями и страстями, чтобы её восстановить и вознести к небу. Подумать только, Бог приходит на землю как самый последний человек. Появляется не в палатах царских, а в яслях среди животных. И вот этого события современный мир, погрязший в роскоши и разврате, до сих пор не может принять. Для него куда милее и привычнее иметь Бога богатого, величественного, внушающего страх и трепет. От этого и дьяволу легче в таком мире искать для себя союзников и исполнителей его преступных планов по уничтожению человечества. А Господь напротив, хочет нас спасти, потому и призывает нас к миру. Он принёс его нам. Только не тот мир, который дают люди и который может наступить, если хорошо подготовиться к войне «Ныне же мир и покой вам оставляю. Дарю вам Мой мир, какого на земле никто вам не даст. Пусть не тревожится сердце ваше, пусть не страшится! – читаем в Евангелии от Иоанна. В мире Божьем нет страха, потому что там нет зла. Страх только там, где есть зло, где есть войны и насилие. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! – звучат сегодня эти дивные слова. Эти слова – призыв к миру, к миру между Богом и человеком. Человек, если хочет мира в душе, осознавая свою греховность, просит у Бога прощения. Но не как униженный и бесправный раб, а как любящий сын или дочь просят прощения у своих родителей, которым сделали больно. Просят прощения, потому что не хотят видеть их страдания, не хотят, чтобы они ушли с тяжелым сердцем и оставили без их любви. Мы знаем, что Христос нас никогда не оставит, а Дух Святой всегда утешит. И уже одно это рождает в нашей душе радость и мир. А там, где мир – там всегда правда Божья. Как только человек научится жить по правде и соизмерять свою жизнь с заповедями Божьими, в его душе всегда будет мир и покой. Так пусть же эти светлые Рождественские дни подарят нашей душе мир и покой и станут еще одной возможностью заслужить милость и любовь Божью».