Сегодняшний день важен для нас тем, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, что на примере пророка Елисея мы учимся искать правду Божью.
«Пророк учит нас еще и терпению, которое мы потеряли в последнее время. Мы забыли о том, что терпение является такой же важной добродетелью как и смирение. Терпение помогает нам правильно реагировать на то зло, которое нас окружает, не теряя при этом присутствия духа и не растрачивая своей внутренней энергии. События последних дней, вызванных карантином, обнажили в душах людей многие пороки, такие как ропот, гнев, недовольство, злоба, желание отомстить. А всё потому, что человек лишился добродетели терпения и как следствие, способности управлять своими эмоциями. Иоанн Златоуст называет терпение корнем всех благ. Но причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. А это возможно, если человек ищет правды Божьей и исполняет волю Божью. Тот терпелив, в центре образа жизни которого Сам Господь Бог. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение. Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и Бог восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию.
Терпеливый человек – тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные дьявольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек – это не тот, кто плывет по течению, кто меняется в соответствии с требованиями окружающего мира. Этот человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства».
По словам владыки, у пророков можно научиться не только терпению, но и умению лицезреть Бога.
«Лицезреть не означает видеть своим физическим зрением, не значит общаться лицом к лицу. Лицезрение Бога, это когда мы чувствуем всем своим естеством, всей своей душой, что мы предстоим перед Ним, а Он предстоит перед нами. Когда мы осознаем, что предстоим перед Богом, то всё, что мы сегодня испытываем, становится для нас незначительным, становится мелочью и мишурой. Без осознания этого невозможно ощутить Божественную любовь. Предстояние перед Богом помогает нашей душе погрузиться в то блаженное состояние, когда жизненные невзгоды и скорби уже не кажутся такими невыносимыми.
Сейчас идет Петров пост, – время, когда человек должен обратить особое внимание на свою духовную жизнь. Понятное дело, что Церковь всегда призывала и призывает людей к этому, как призывает идти по спасительному пути Божьей правды, которым всегда шли пророки. Они не боялись говорить правду и обличать. У нас с вами нет права обличать людей, поскольку мы сами не всегда поступаем правильно. Но у нас есть возможность молиться, как это делали пророки, есть возможность учиться у них терпению, которое будет возвышать нас над суетой этого мира. Терпеливый человек в каком-то смысле является мудрым человеком, потому что это качество позволяет ему правильно оценивать происходящее. Недаром Господь говорит нам: «Терпением стяжите души ваши». Будем же стяжать в себе дух терпения, чтобы стать мудрее в понимании всех тех процессов, которые происходят в нашей с вами жизни. И будем помнить, что как бы нам ни было тяжело, Господь нас никогда не оставит».