В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный исполнитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иерусалимский. Это последнее событие — принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и почитается Православною Церковью дванадесятым праздником «Сретения Господня».
Пресвятая Богородица вместе с обручником Своим Иосифом в сороковой день приносит во храм Своего Первенца, чтобы представить Его пред Господом и принести за Него положенный выкуп, а за Себя — жертву Богу. «До этого времени святое семейство в продолжении 40 дней пребывало в вертепе, где родился Спаситель».
В храме Иерусалимском, как единственном в то время святилище, в часы молитв и жертвоприношений собиралось много народа. И в то время, когда Пресвятая Дева с обручииком Своим Иосифом принесла сюда своего Божественного Младенца, дворы храма наполнены были толпами молящихся, среди которых находились праведный Симеон и пророчица Анна.
Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Бедность не позволила им даже принести в жертву овна, а принесли они две горлицы, или двух птенцов голубиных. По-видимому, все было обыкновенно, и ничто не отличало святого семейства от других бедных семейств, пришедших во Иерусалим для исполнения того же долга. Но не так совершилось на самом деле. Как в Вифлееме пастухи и восточные волхвы, или мудрецы, наставленные чудесным образом, явились проповедниками славы дивного рождества единородного Сына Божия, благоволившего облечься в естество человеческое: так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого таинства. Праведный Симеон и пророчица Анна возвещают, о тайне, проповедуют наступление спасения, и прославляют Иисуса, Спасителя мира.
«Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2: 25-26).
В то время, когда Пречистая Дева Матерь предстала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как — бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии. Имя Симеон означает услышание (Быт. 29: 33).
Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано—как, когда и где? Это, вероятно, потому, чтобы и вера и упование старца не ослабли, но постепенно увеличивались, дабы он достойным образом мог встретить Христа. Можно судить, чем сделалась после этого жизнь для Симеона, прожившего весь предел земной жизни, уставшего от жизни, исполненной множеством своих и народных испытаний; загорается у него сильнее, чем когда — либо, живая надежда избавления; с каждым часом он ожидает явления в мир давно желанного Мессии, с каждым восходом солнца старец ожидает востока с высоты, а с каждым заходом — вспоминает о своем западе и чем ближе к концу склоняется его жизнь, тем живее и напряженнее становится его ожидание. Когда Иисус был принесен в 40-й день Св. Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Духа.
Пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взяв Его на руки, благословил Бога» (Лк. 2: 27, 28).
«Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего, Израиля» (Лк. 2: 24 – 32).
Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое!