В своем сегодняшнем архипастырском наставлении Его Высокопреосвященство особо подчеркнул важность евангельской истории о Христе и Варавве в свете наших дней.
«Понтий Пилат на просьбу иудеев отпускает известного преступника и кровавого убийцу, который снискал себе славу мятежника. Сегодня одни назвали бы его революционером, а другие террористом, главарем террористической организации, которая своей главной задачей ставит любой ценой захватить власть. Эта история о нас с вами, о нашем выборе. Кого мы выбираем в своей жизни: Христа или тех, кто готов пойти на убийства, пролить кровь своих соотечественников ради власти? Что выбирает современный человек: жить с Богом или жить в грехах? Это очень сложный вопрос, который следует задавать себе постоянно. С одной стороны Христос, Который всегда страдает, Кто всегда смиряется и призывает любить ближнего своего и врагов своих, а с другой наслаждение грехом. Иудейский народ выбрал Варавву, потому что с ним они связывали свои надежды на улучшение своего земной жизни. Им не нужно было меняться, им не нужно было становиться лучше и добрее, им не нужно было каяться в своих грехах. А Христос именно к этому и призывал – к покаянию, к отказу от своей прежней греховной жизни».
По словам владыки, для современного православного человека вопрос выбора с Христом он или против Христа не стоит.
«Перед ним стоит другой выбор. Промолчит ли он, как тогда промолчали многие сторонники Христа, испугавшись римской власти и угроз Синедриона, или выступит в защиту Христа? Что происходит с верующими людьми, когда на их глаза унижают веру и глумятся над Матерью-Церковью? Можно ли это назвать смирением, к которому призвал Петра Христос в Гефсиманском саду, когда тот выхватил меч и отсек легионеру ухо? Промолчать или возвысить свой голос в защиту Христа? Господь призывает нас к смирению, но стал бы Он останавливать Петра, если бы тот прибег не к насилию, а выступил бы с пламенной речью в Его защиту? Терпеть унижения и оскорбления под предлогом смирения, это самообман и самоуспокоенность. Природа такого смирения в страхе открыто выступить против несправедливости и отстоять свою позицию. «Если Бог за нас, кто против нас?» – говорит апостол Павел. Эти слова о том, что ни иудеи, ни язычники, ни правители, ни голод и нищета, ни многочисленные бедствия, ничто не смогло помешать апостолам, так и верующему, строго исполняющему закон Божий, никакого зла не сможет сделать ни человек, ни демон, никто».
Как сказал Запорожский митрополит, главная беда, которой сегодня должен противостоять православный христианин, является его равнодушие.
«Равнодушие – это паралич души, писал Чехов. Стоит только появиться первым симптомам этого заболевания, нужно бить тревогу и обращаться за помощью, потому что одному с ним не справиться. А врачебница у нас одна – это храм Божий. Сегодня Господь посылает испытания, чтобы мы стали сильнее и тверже в вере. Но при этом мы не должны роптать, как не должны никого осуждать, но обязаны молиться за обижающих нас и отстаивать правду Божью. А правда состоит в том, чтобы несмотря ни на что оставаться честными перед Богом и людьми. Если творится беззаконие, не закрывать глаза и делать вид, что это нас не касается. И помните, что Господь никогда и никого из нас не оставит. Наши сердца продолжают радоваться светлому Христову Воскресению. Воскресший Христос говорит Своим апостолам и нам с вами, чтобы мы шли в мир и учили. Но не как в школе, где есть учитель, есть задание и есть оценка. Оценки в этой «школе духовной жизни» будем ставить уже не мы, а Сам Господь. Мы знаем, что Христос воскрес. И это знание для нас непоколебимо, и должно быть равнозначно тому, чтобы идти и учить других этому. Если же желания учить и возвещать другим эту благую весть, нет, то значит, и нет подлинного знания, что Христов воскрес, и тогда нам самим самое время садиться за парту».