В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике под спудом и, вылив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Миры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни. По словам отца Павла Флоренского, «Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие, но как и для греко-византийского, так и для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».
Поздравляя с храмовым праздником духовенство и мирян, Его Высокопреосвященство пожелал не просто мысленно перенестись в прошлое, став при этом свидетелями столь знаменательного события, а совершая память святого, перенести в свою жизнь его лучшие личные качества.
«Любовь верующих всего мира к святителю Николаю, причем как христиан, так и представителей других религий, во многом объясняется тем, что его личные качества, чудеса, явленные им по молитвам верующих, пришлись по душе всем народам, впечатлительным и отзывчивым на все доброе и прекрасное. Неудивительно, что в чудном лике святого, изображаемого всеми иконописцами, каждый видит такие близкие и родные черты. Облик зрелого и мудрого человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным любящим взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, являющимися признаком глубокой думы. Он был свидетелем гонений на Церковь, но несмотря ни на многие перипетии его жизни, он не оставлял Бога, угождал Ему, при этом не боясь ничего земного. В нашей жизни тоже много трудностей, экономические, политические кризисы, гонения на Матерь-Церковь, но само осознание, что своей жизнью мы свидетельствуем о Христе, сближает нас со святителем Николаем и другими угодниками Божьими.
Мы нигде не найдем пламенных речей святителя Николая, его книг, но мы имеем его образ, образ его жизни, который вдохновляет нас и придает нам силы. Святитель Николай показывает нам пример того, что мы можем сделать и как мы должны поступать, чтобы заслужить милость Божью. Не искать славы и каких-то почестей, не кричать о том, что мы православные христиане, а стараться жить православной верой по тем заповедям, которые оставил нам Господь, стараться подражать Христу, сеять любовь, стяжать в своем сердце мир, и тогда мы действительно станем достойными членами стада Христова».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви