Покаяние, как сказал Его Высокопреосвященство, способно приносить только сердце, плачущее перед Богом, рыдающее и желающее избавиться от греха.
«Покаяние для нас является тем инструментом, без которого немыслимо наше очищение. Грех уводит нас от радости, уводит нас от жизни и способен ввести нас в состояние «сомнамбулизма». Это такое состояние, когда мы что-то пытаемся сделать для души, а она при этом спит. Мы можем приходить в храм, участвовать в богослужениях, но душа-то безучастна к этому, потому что погружена в состояние греховного сна. Но как выйти из этого состояния? Как раз к этому нас призывает Матерь-Церковь. На это направлен Покаянный Канон святого Андрея Критского. Мы должны пристальнее всмотреться в свою душу, разбудить её и увидеть то, что в неё привнес грех. Мы с вами вступили на поприще, которое помогает нам увидеть свою страсть, свои преступления перед Богом и направить себя на покаяние. Это нужда нашей души, потому что она плачет, стонет от греха, нечистоты, извращенности и ищет тишины, в которой бы увидела радость и красоту своего бытия. Мы должны увидеть, как грех враждует против нас. Великий Покаянный Канон – это зеркало нашей души. В нем мы можем увидеть множество наших преступлений перед Богом, наших слабостей, зависимости от желаний удовлетворить себя, искать своей правды, а не Божьей, и не любить ближнего. Покаяние – это тот путь, который каждый должен пройти самостоятельно. Его не может пройти кто-то другой за нас, как не может кто-то другой дышать за нас. Но при этом важно не забывать, что мы не одиноки на этом пути, с нами всегда Господь. Мы с вами призваны к исправлению, и это исправление начинается с покаяния, нашего плача, с изменения наших мыслей и нашего настроения. Вот поэтому мы и читаем Великий Покаянный Канон. Ведь если мы не плачем, мы ничего не видим, ничего не чувствуем, ничего не совершается в нашей душе. Зато, когда мы начинаем плакать, какое умиление происходит в нашей душе. Мы начинаем видеть, как мы слабы пред Богом и Его законами. Мы не должны самообольщаться и думать, что наша душа сама по себе изменится, и мы придем к Пасхе Христовой обновленными. Изменение нашей души зависит только от нас, от нашего желания и нашего настроя, который мы получаем, вслушиваясь в слова покаянного канона, от того, насколько будем усердны в нашей молитве.Так пусть же Господь всем нам поможет в дни Великого Поста, особенно в первую неделю, когда мы слушаем канон, увидеть свою душу, увидеть, как мы через грех, через наши слабости уходим от источника нашей жизни, уходим от Самого Господа».
По словам владыки, только изменяясь внутренне, мы сможем вернуть нашей душе состояние радости, ощущение счастья и полноты жизни.
«Как бы ни менялись мы внешне, как бы ни менялись наши тела, какими бы физическими тренировками мы их не загружали, душа наша от этого не изменится. Нужно тренировать свою душу. Мы все разные и души у нас разные. Не стоит думать, что если кому-то достаточно было прочесть одну молитву, прийти раз на исповедь, чтобы почувствовать перемены, то этого достаточно. Единого рецепта для всех не существует. Каждый больной требует индивидуального подхода, а болезнь — отдельного курса лечения. Покаянный канон – это то лекарство, которое дает нам Господь. Но духовная расслабленность, духовный «лунатизм» мешают нам воспользоваться этим лекарством. Вот почему наша душа не должна спать. Стоит ей лишь задремать, как ею начинают обладать демоны».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал всем скорейшего пробуждения.
«Чем скорее наши души освободятся от оков греховного сна, чем скорее мы пробудимся, тем скорее, мы вырвемся на свет и ощутим всем своим естеством теплоту и радость приближения новой свободной жизни».