Святая Церковь готовится благоговейно вспомнить страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Апостол Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», – удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне… Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою».
«Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною».
«Сегодняшнее евангельское чтение, — как говорит Его Высокопреосвященство, — этот разговор Христа с Петром, должен подготавливать нас к мысли о нашем следовании за Христом, о том, как мы своей жизнью можем Его прославить. Нам не дано беседовать с Господом подобно апостолам, но Господь все равно нас посещает, посещает скорбями, болезнями, но и многими радостями. Словом, всем тем, что было у первых апостолов. Ведь не только одни испытания и страдания выпали на их долю. Нужно только уметь понять для чего все это происходит в нашей жизни. Для чего Христос, как мы слышим в сегодняшнем фрагменте Священного Писания, испытывает Петра? Да ведь все это именно для того, чтобы мы с вами могли осознать, что и нас ждут такие же испытания. Они ждут каждого, кто решил последовать за Христом. Мы знаем, что Петр отрекся от Христа, причем, отрекся не один раз, а целых три раза. А ведь до этого следовали признания в любви. Этот эпизод свидетельствует о том, что мы сами не до конца знаем себя, не знаем на что мы способны, к чему готовы в следующую минуту, а Господь знает. Он дает нам право выбора, и готов принять любой наш выбор. Будь то выбор Петра или Иуды, или Павла. Важно только одно: приближает ли выбор, который мы делаем, нас к Богу или нет? Время, в которое мы сейчас живем, это время либеральных ценностей, то есть абсолютной свободы. Можно делать все, что угодно, все что заблагорассудится, человек совершает поступки, руководствуясь лишь собственными желаниями. Свобода выбора в конечном итоге оборачивается вседозволенностью и свободой от здравого смысла. А все потому, что в этих поступках нет любви. Как нет любви без свободы, так нет и свободы без любви. Оступившись, смалодушничав, человек имеет шанс покаяться. Петр предал Христа, но Христос затем и восстановил его в вере, дав ему покаяние. Сейчас многие считают, что если Бог есть Любовь, то покаяния не нужно.Это не так. Да, Господь Всемилостив и Долготерпелив, мы все это знаем, но Он пришел в этом мир, пострадал и принял смерть, чтобы искупить наши грехи. Так неужели все это зря? Неужели мы можем только умножать грехи, совершенно не заботясь о борьбе с ними? Нам, верующим людям, нужно снова и снова задаваться самым важным для нас вопросом: «Идем ли мы за Христом, думаем ли мы больше о духовном, чем о плотском»? Боремся ли мы со своими грехами, каемся ли в них, достойно ли несем бремя наших земных испытаний? Ведь только тот, кто с верой кается в своих грехах, может рассчитывать на милость Божью. Через покаяние, несение своего жизненного креста, через страдания и ответ за свои грехи, человек может почувствовать любовь Божью. Как чувствовали её апостолы Петр и Павел, память которых мы готовимся прославлять. Подражайте им. Петр отрекся, но вернулся. Павел был гонителем, а стал первоверховным. Неважно кто мы, какие мы, важно одно – пойдем мы за Христом или нет».