«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше».
«Какие замечательные слова мы сегодня слышим от апостола Павла, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
«Отец милосердия и Бог всякого утешения». Это ли не замечательно? Не наполняют ли они нас уверенностью, что все наши невзгоды временны и что всё в нашей жизни поправимо с помощью Божьей? Ведь Бог всегда рядом с нами. Вот только одни прибегают к Его помощи, а другим Он как будто и не нужен вовсе. Чем лучше у человека складывается жизнь, тем меньше он нуждается в Боге. Но значит ли это, что Бог нужен только тем, кто страдает? Это совсем не так, потому что дьявол ведет свою борьбу с человеком постоянно. Он ненавидит Бога и хочет Ему отомстить, строя козни человеку. Ведь сам он бессилен перед Богом. Он видит, что Бог делает для человека и старается сделать всё наоборот. Нуждается, допустим, человек в правде, ищет её, а дьявол посылает ему ложь под видом этой самой правды. Человек ищет справедливости, а дьявол ему посылает беззаконие. Ищет праведности, а ему подсовывают мерзость и грех. Так и с благополучной жизнью. Бог помог человеку, сделал его богатым, известным и обеспеченным. Но разве это не может стать причиной зависти со стороны врага рода человеческого? Он, конечно же, будет делать всё наоборот. Будет делать всё, чтобы погубить человека. Будет посылать ему бесов уныния, бесов стяжательства и других бесят. А человеку будет казаться, что это всё в порядке вещей. Мол, все богатые и удачливые люди мрачные. И так будет продолжаться о тех пор, пока человек не осознает, что все это проделки бесов, против которых он бессилен. Человек не может в одиночку справиться с ними. Ему нужна помощь Божья. Ему необходимо милосердие и утешение, о которых сегодня напоминает нам апостол. Причем, по мере умножения в нас страданий Христовых, умножается Христом и утешение наше. И его становится столько, что человек уже в состоянии делиться им с другими».
Как сказал ещё владыка, утешение всегда сопровождает тех, кто ведёт постоянную духовную борьбу.
« Достаточно вспомнить мучеников и подвижников благочестия. Как бы ни было им тяжело, какие бы страдания им не приходилось переносить, Бог их всегда утешал. Он всегда был с ними и никогда их не оставлял. А теперь они нас укрепляют своим примером. Насколько трогателен, прекрасен и поучителен образ угодника Божьего. Милостивого, кроткого и смиренного, целомудренно, с верой и молитвой совершающего свой нелегкий подвиг. Вся их жизнь была выражением народной мудрости «Бог терпел и нам велел». Когда знаешь, что кто-то всё это пережил, что кто-то все эти страдания уже перенёс, то и самому легче становится от этого. А когда получишь от Бога утешение, то всегда хочется им поделиться с теми, кто в нём нуждается. Даже самое тяжелое испытание кажется менее тяжелым, если рядом найдется человек, который скажет одно лишь доброе слово. Кто посочувствует и утешит. А ведь помолиться за этого человека тоже есть форма утешения. Если нам Бог дал возможность молиться, вразумил нас и посетил Своей мудростью. Так неужели мы не воспользуемся такой возможностью? А если мы поможем прийти к Богу тому, кто еще вчера и думать об этом не хотел? Это ли не будет для него утешением? Человек сам, придя в храм, исповедавшись и причастившись, сможет узнать и почувствовать милость Божью. Почувствует утешение, которое дарит Господь каждому страждущему сердцу. Таким образом, Бог, утешая нас, даёт нам возможность утешать других. Приводить их к Богу. Наполнять их души радостью, изгоняя из них бесов уныния и отчаяния. Скорби всегда сопровождали и будут, к сожалению, еще долго сопровождать человека на его жизненном пути. Но вместе со скорбями рядом с нами всегда идёт Господь. И как только Он увидит, что мы обессилили и уже не в состоянии идти, Он тут же нас подержит и утешит».